Уроки без расписания

Домашний детский сад: первые шаги эксперимента В трудовой книжке Натальи Сырневой стоит отметка: «воспитатель». Но вместо неё полноправно могла бы стоять другая: «профессиональная мама». Место работы Натальи — родные стены. Здесь она и начальник, и подчинённый, и даже в какой-то степени партнёр, с которым сотрудничают на равных. Свою семью, в которой воспитывается шестеро ребятишек, Наталья документально оформила в качестве семейного детского сада. Узнав о новых возможностях, позволяющих выбрать такую форму воспитания дошколят, предприимчивая мама взяла обязанности педагога-воспитателя на себя.

— Никогда не хотелось отдавать детей в детский садик, — рассказывает Наталья. — Наверное, на меня повлияло моё детство — в садик ходить очень не любила. Но самое главное, мы в семье хотим постоянно наблюдать, как наши дети растут, развиваются. И потом, то, что дают мама с папой, другие в полной мере дать никогда не смогут. Про очереди в детские сады я вообще молчу. Поэтому, как только мы узнали от друзей, что семейный детсад можно создать в Новосибирске, сразу начали оформлять документы. По сути дела, обязанности «домашней» мамы не многим отличаются от обязанностей воспитателя традиционного детского сада. Каждый месяц — зарплата воспитателя, каждый день — букварь и цветные карандаши, завтраки и обеды. Только вот об этих обедах и завтраках хлопотать не надо — это дело муниципального детского сада, за которым и закреплён домашний. Все продукты, необходимые для приготовления детсадовских блюд, воспитательнице на дому выдаются на руки. А ещё в семейном детском садике нет никаких регламентов. У Сырневых, по крайней мере, так заведено. Единственная константа — «отбой» в восемь вечера. Занятия с ребятишками проходят по специальной программе, согласованной с образовательным планом. Сначала раз в месяц, а потом по мере необходимости старший воспитатель детского сада посещает семью с проверкой. Успеваемость ребёнка, а точнее родителя, оценивается по возрастным критериям воспитанника. Например, трёхлетнего ребёнка читать не попросят, а вот в шесть нужно уже не только читать, но и уметь правильно общаться со старшими. Так проходит своеобразный экзамен для родителей, пусть и без формальных оценок — они тут просто неуместны. Кто в доме хозяин? Старшему — шесть лет, младшему — восемь месяцев. С Марком, Лидой, Лилей, Магдалиной, Милиной и Эдуардом в основном занимается, конечно, мама. Воспитатель в семейном детском саду, согласно законодательству, один. Второй, как правило, — «добытчик», трудящийся за пределами домашних стен: с помощью папиной зарплаты покрываются оставшиеся расходы на содержание семейства, основные же берёт на себя муниципалитет. При этом официальный воспитатель в семье зарабатывает полноценный трудовой стаж и пенсионные отчисления. Однако папа Сергей Сырнев ничуть не преуменьшает педагогической ответственности главы семьи. Ведь степень этой ответственности закономерно возросла. — Сейчас как-то острее понимаешь, что, воспитывая ребятишек, ты несешь ответственность не только перед ними и самим собой, но и перед государством, потому что твои дети — это наше общее будущее, — говорит Сергей. — В такой семье, как наша, никогда нельзя забывать: то, что ты делаешь сейчас, за тебя не сделает никто — ни воспитатель, ни кто-либо другой. Распределение обязанностей не мудрёное: мама учит, папа проверяет. После трудового дня Сергея ждут пластилиновые зайчики и вышитые крестики, выученные стихотворения и первые прочитанные книжки. А если повезёт — новые слова от маленького Эдуарда. А мы построим дом! Наталья и Сергей сразу покорили сердца работников районного отдела образования. Вдохновение жены, ответственность мужа, образованность обоих — эти качества, как и множество формальных критериев, казалось, автоматически вписывали семью в нужные рамки. Однако мешало одно «но»: две комнаты на шестерых детей — обстоятельство, не согласующееся с требованиями к приемлемым жилищным условиям. От неминуемого приговора — отказать в создании семейного детского садика — спасло строительство собственного дома. Получив возможность обеспечивать детей питанием за счёт муниципалитета, а Наталью — зарплатой воспитателя, Сырневы смело продолжили некогда начатое строительство. Для них сделали исключение: жилищные условия позволили оставить в перспективе. Комнат в новом доме, конечно, будет больше. Будет и та самая «игровая комната» — требование, которое поначалу смутило Наталью и Сергея (две комнаты в частном доме, квадратных метров не ахти, какие уж тут изыски?!) Правда, средств на строительство пока, как говорится, в обрез. — Доходов на строительство хватает еле-еле, — сетует Наталья. — Но если бы не наш детский садик, этой возможности не было бы вообще. Ждём, когда младшему исполнится три года — получим материнский капитал, практически за счёт него и продолжим строительство. Хотелось бы, конечно, получать от государства помощь в жилищном вопросе. Сейчас в очереди на получение квартиры мы 1671-е. Уже точно мы эту квартиру не получим. Может быть, нашим внукам или правнукам повезёт больше. Мера ответственности Казалось бы, создание детского садика на дому — идеальное решение многих проблем для многодетных семей. И детям гарантировано дошкольное развитие, и мама без дела не остаётся, не говоря уж о финансовой поддержке. Но, принимая решение о создании семейного детского садика, стоит продумать и учесть буквально всё. Сможет ли ребёнок обойтись без профессиональных воспитателей, готовы ли родители к постоянному взаимодействию с контролирующими инстанциями? Не стоит забывать, что семейные детские сады в нашей стране — пока эксперимент. — Не все многодетные семьи, которым мы предлагаем создать семейный детский сад, соглашаются на наше предложение, — говорит Наталья Горбачевская, ведущий специалист управления образования Дзержинского района. — Они признаются: не сможем, слишком большая ответственность. Эти родители отдают себе отчёт в том, что предстоит не просто содержание детей в домашних условиях, а полноценная работа воспитателя. Если перед родителями стоит задача научить детей коммуникабельности, не мешает задуматься: с кем будет общаться ребёнок, кроме братьев и сестричек? Будут ли это друзья во дворе или дети знакомых? Ведь пребывание в детсадовской группе — это прежде всего общение. — Наши дети «под колпаком» не находятся, с другими ребятишками они общаются, — рассказывает Наталья Сырнева. — У нас есть многодетные друзья, мы ходим друг к другу в гости. Тут же улица, двор, все общаются, играют. А ещё мы ходим на утренники в детском саду. Однако все «плюсы» и «минусы» семейных детских садов пока не очевидны. В этом ещё предстоит разобраться, ведь первые выпускники таких дошкольных учреждений только начинают появляться. Мама Наталья по-хозяйски оглядывает своё «рабочее место». «При любом раскладе работать мамой для меня — самое важное, —говорит Наталья. — Я просто занимаюсь тем, чем обязана заниматься». А действительно, имеет ли право сомневаться в своей профпригодности профессиональная мама? ЦИФРА Зарплата воспитателя семейного детского сада в Новосибирской области составляет 5690 рублей.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент