Поколение «К»: по дороге к Нобелю

Сколько должно быть компьютеров в школе? Десять? Сто? По одному на каждого ученика? Сегодня, когда период первоначального накопления компьютерного капитала (читай — высокотехнологичного «железа») остался в прошлом, на повестке дня вопросы иного порядка: до каких пределов стоит наращивать компьютерные «мышцы» учебного заведения? Как уберечься от того, чтобы умная машина не стала самоцелью, а была именно инструментом, помощником учителя и ученика? За ответами мы отправились в новосибирский лицей информационных технологий, где компьютер давно стал повседневной реалией учебного процесса.
Не самоцель, но инструмент — Сегодня мы можем говорить не просто о тех или иных аспектах обучения, но способны отчетливо сформулировать единую, скажем так, концепцию выпускника, — поясняет директор лицея Сергей Талалаев. — Наш ученик «на выходе» из школы способен не просто работать на компьютере — он может работать на любом компьютере, решая задачу практически в любой области знания. Термин «любой» в словах директора — не эмоциональная фигура речи. Лицеисты действительно учатся работать не только на компьютерах с привычной операционной системой Windows, но и на платформе Macintosh, в программной среде Linux. Одним словом, акцент на универсальность — главный постулат обучения в лицее информационных технологий. Причем универсальность распространяется здесь на все предметы учебного цикла: компьютер давно перестал быть атрибутом уроков информатики, шагнув даже… в спортивный зал. — А чему вы удивляетесь? — с улыбкой парирует наше замешательство заместитель директора по информационно-компьютерным технологиям Сергей Толстиков. — Ведь если, скажем, речь идет о теоретической части уроков физкультуры, то именно с помощью компьютера ребята могут уточнить правила того же волейбола. Я уже не говорю про разработку, скажем, турнирной таблицы школьных состязаний… Но если информационные технологии в физкультуре — пример, скажем прямо, экзотический, то обо всех остальных традиционных предметах школьной программы сегодня можно смело утверждать: в лицее без компьютера — никуда. — Можем ради интереса заглянуть в первый попавшийся кабинет и увидим, что процентов на девяносто задействована или интерактивная доска, или мультимедийный проектор, — Сергей Толстиков приоткрывает дверь и… На экране виден фрагмент учебного фильма — у старшеклассников идет урок истории, изучение которой здесь сегодня не мыслят без поддержки современной методической базы. Обеспечение всем необходимым идет как благодаря сотрудничеству с областным Центром информационных технологий, так и на основе собственных методических разработок. — К примеру, нами создана сквозная программа изучения курса «Информатика и ИКТ», которая, по сути, является комплексной научно-методической базой для учебной жизни всего лицея, — поясняет заведующая кафедрой информатики и ИКТ Александра Щукина. Если же говорить в привычном — количественном — аспекте, то лицей информационных технологий настоящий лидер в Новосибирской области и по этому показателю: в то время как в среднем в школах пропорция составляет двенадцать учеников на один компьютер, здесь этот показатель достигает соотношения четыре к одному. То есть налицо тот самый случай, когда высокий количественный показатель позволяет говорить о новом качестве. — Даже у такого специализированного учебного заведения приоритет остается неизменным — знания, — подчеркивает Сергей Талалаев. — Информационные технологии, насколько бы они ни были развиты, являются лишь инструментом для их приобретения и накопления. Добавим, при такой системе приоритетов руководство лицея имеет возможность не просто отчитываться о компьютерных «человекочасах», но говорить о принципиально новом уровне проектной деятельности, которая невообразимо далеко ушла от простейших презентаций в несколько слайдов и является социально значимой доминантой жизни лицея. Обычные подростки ведут здесь проектную деятельность такого высокого уровня, что вовсе не будет случайностью, если в их головах постепенно вызреет и нечто совершенно нобелевское… Баланс нового с традиционным — Основополагающие вещи системы образования остаются на своих местах, где им и положено быть, — заместитель директора по научно-методической работе Татьяна Фесенко ведет нас по коридору, в который после звонка из всех кабинетов высыпала ребятня, бурным потоком огибая нас, взрослых (школа живет в своем вечном ритме уроков и перемен). — О каком высоком уровне компьютеризации мы бы не говорили, без учителя в учебном процессе — никуда! Эмоциональный контакт, психологическая поддержка, мимика, наконец! Это все создает неповторимую атмосферу процесса обучения, в котором высокие технологии могут помочь, но никогда не смогут полностью заменить. В этот момент тема гармоничного сочетания нового и традиционного получает символическое подтверждение: в приоткрытую дверь лицейской библиотеки видны привычные ряды книжных корешков. — Да-да, библиотека у нас является активным звеном в жизни лицея, — говорит Сергей Толстиков. — Кроме новых книг, она постоянно пополняется периодическими изданиями. Хотя, безусловно, и здесь нашли применение компьютерные технологии... Одним из ярких примеров того, что высокотехнологичные достижения в этом учебном заведении всего лишь средство в ряду реальных дел и проектов, является дистанционное обучение, планомерное развитие которого идет в лицее. — Технологии дают возможность не просто поддерживать множество необходимых в жизни лицея контактов, — акцентирует внимание Сергей Талалаев, — они позволяют обучаться ребятам из сельских районов. Кроме того, задумайтесь, какие горизонты открываются в том, что раньше бы явилось непреодолимым порогом для социального развития, для обучения. Я имею в виду образование детей-инвалидов, которые сегодня имеют возможность быть, по сути, включенными в учебный процесс, не выходя из дома. Многообещающий тандем Возвращаясь к вопросу о месте и роли компьютеров в учебном процессе, мы обратились непосредственно к ребятам: чем для вас является компьютер? Инструментом, партнером, учителем, лучшим советчиком и другом? Ради чего вы привычно жмете на самую популярную сегодня кнопку — кнопку «Пуск» на системном блоке? — Раньше, до школы, я знала, как включить компьютер и как запустить мою любимую игру. И всё, — первоклашка Валерия Пахомова откровенничает под согласные кивки своих одноклассников. — А в лицее меня научили всему-всему: и файлы создавать, и сохранять, и работать в разных программах. Лицеисты из выпускного, одиннадцатого, класса с воодушевлением повторяют мысль, услышанную нами чуть раньше из уст директора. — Компьютер — это прежде всего мощный инструмент! — говорит ученик 11 «В» класса Константин Прокопенко. — Признаться, сколько себя помню, в доме всегда был компьютер, и я рассматриваю его именно так — незаменимый и неизменный помощник и спутник всей моей жизни. — А я очень хорошо помню свое первое знакомство с компьютером, как привыкала к нему, постигала, — рассказывает одноклассница Константина Виктория Коверга. — Но только здесь, в лицее, я поняла, какими возможностями обладает компьютер. И сегодня, когда я каждый день узнаю что-то новое, для меня очевидно: информационные технологии и образование — прямо-таки волшебный тандем для реализации любых проектов и замыслов и сегодня, и в будущем.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент