Гитлер как сенсация

Выставка в Немецком историческом музее в Берлине под названием «Гитлер и немцы. Нация и преступление» демонстрирует, как гражданское общество было перековано в нацию, существующую ради борьбы, пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Как свидетельствуют многие экспонаты выставки (к примеру, вышитая активистками Евангелистской женской службы помощи и Национал-социалистического женского союза настенная драпировка для церкви Святого Якоба со стилизованным в нацистском духе крестом), церковные деятели работали с партийным аппаратом НСДАП так же слаженно, как позднее гражданское руководство с военным в процессе депортации и уничтожения еврейской нации. «Народное единство» служило в процессе набиравшего обороты переплетения общества и идеологии удобным и подходящим на все случаи лозунгом, под которым проводили свободное время и военные учения, открывались концерны, а позднее уничтожались целые народы», — пишет автор публикации Адреас Кильб. Как пишет издание, национал-социализм, который, по мнению историков, как модель государственного управления повлек за собой административный хаос, в то же время стал источником вдохновения для индустрии моды и развлечений. В качестве экспонатов выставки в Немецком историческом музее представлены манекены расистского толка, игры-стратегии, сюжетом которых стали бомбардировка Англии, всевозможные брошюры о Гитлере и пластинки с нацистскими песнями. «Униформирование» будней привело к созданию своеобразного стиля, продолжает автор. Так, в каталоге-выставке говорится в том, что вермахт рекомендовал своим дизайнерам увеличивать плечи униформы и «приподнимать» талию — это оптически делало ноги военных длиннее. «Настоящим рассадником идеи «народного единства» была школа, — продолжает автор. — Так, ученики 8-го класса из Нюрнберга подготовили красочное пособие по расовому учению, написав его от руки и снабдив пометками и иллюстрациями. Наглядным антиподом этой «коричневой» брошюре стал альбом учеников из Терезиенштадта, в котором они рисовали перед своим отправлением в Освенцим». Автору показалось, что с фигурой главного действующего лица той эпохи, Адольфа Гитлера, устроителям выставки разобраться так и не удалось. Он, замечает журналист, растворяется в объектах повседневности. Диктатор сам по себе тоже был дизайнерским продуктом, и такие художники, как Магнус Целлер или Рудольф Шлихтер, на картинах которых фюрер предстает эдаким молохом и идолом, ухватили его сущность лучше, чем организаторы берлинской выставки. Внимательный посетитель найдет здесь и письма простых бюргеров со словами любви и признательности фюреру, и издание книги «Майн кампф» с пометками и комментариями читателя — современника Гитлера. Его письменный стол устроители решили представить критично: повесив под углом, чтобы как-то дистанцироваться от восхваления того позорного для Германии времени. Вообще-то, выставка была задумана как самокритичное размышление о причинах популярности идей Гитлера в массах. Ее подзаголовок «Общественность и преступление» должен раскрывать истинный замысел экспозиции. Единственной целью Немецкого исторического музея было привлечь к себе внимание посетителей. Ведь его бюджет трещит по швам, после дорогой реставрации помещений резкого наплыва интересующихся не произошло. Поэтому и была выбрана сенсационная тема с кричащим названием.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент