Отцы и дети: разрыв, а не противоречие

Ученики студии, обучающиеся в разных школах Новосибирска, знают: любая жизненная ситуация может послужить сюжетом для фильма. Поэтому неудивительно, что, запечатлевая на плёнку фрагменты повседневности, ребята видят в них звенья длинной цепи событий, а телевидение для пристанища юных киношников стало настоящей визитной карточкой «Нашей школы».

Ребята и правда привыкли снимать фильмы и сюжеты буквально обо всём. Потому любой курьёз, произошедший в школьных стенах, стремительно попадает под бойкое перо и прицелы кинокамер. Причём сами виновники происшествий помогают делать «событие из факта», как позиционируют свою философию сами ребята. Так, одиннадцатиклассник Алексей, расстроенный четвертной оценкой на балл ниже, отыгрался на двери кабинета, снеся с петель безвинно пострадавшую в порыве отчаяния. После этого молодой человек не только занялся дверью и улучшением показателей успеваемости, но и дал интервью расторопным школьным корреспондентам. Так появился на свет документальный фильм под названием «Дверь». Не обходят вниманием и серьёзные темы. Кристина Мостовая, ученица 10 класса школы №12, презентовала свой фильм «Линия жизни Анны Чеботарёвой» о полковнике милиции, занимающемся несовершеннолетними правонарушителями. «Каким должен быть инспектор ПДМ? Он должен быть женщиной!». Неожиданная фраза, прозвучавшая в фильме, передает суть задумки режиссёра. Дать шанс ребёнку, приговорённому к отбыванию в колонии, найти нужные слова для ещё совсем юного, но уже называемого словом «преступник», — пожалуй, только женщина способна отыскать для этого ресурсы в сокровенных уголках своей души. По словам Кристины, не менее интересным этапом создания фильма, чем знакомство с героиней, стали непосредственно съёмки. Приходилось ездить на рейды вместе с полковником Чеботарёвой, а то и в командировки по районам области. — Идея фильма связана с нынешним годом Учителя, — рассказывает Кристина. — Ведь учитель — это необязательно тот, кто учит в школе. Кого-то можете научить вы, кого-то, может быть, когда-нибудь научу я. Сейчас в моих планах — снять фильм о сегодняшнем молодом поколении, показать, что сегодня представляют собой молодые люди в возрасте от 15 до 25. Говорят, каждое поколение — пропащее. Я же хочу дать возможность проверить это утверждение, показать, какие мы и какие у нас перспективы. Кстати, о связи поколений. Именно на этот фактор обращают внимание педагоги «Нашей школы». Причём не только на занятиях киностудии, но и в преподавании любого общеобразовательного предмета. «К сожалению, не все понимают значимость настоящей передачи жизненного опыта, потому что мы привыкли учить», — рассказывает Валерий Николаев, директор НОО «Наша школа». Увы, в наше время выпускникам школ и молодым специалистам всё чаще недостаёт профессионального и жизненного опыта. А потому взрослые, по словам Валерия Николаева, должны быть сотрудниками своих юных подопечных. Поэтому и появился собственный проект школы под названием детско-взрослая академия. Название говорит само за себя: ученик и учитель — на равных. Это при том, что в числе учителей — люди, добившиеся в своём деле не только успеха, но и общественного признания. Среди них Галина Целищева, долгое время работавшая диктором телевидения. Галина Арсеньевна делится с ребятами премудростями техники речи. «Правильно говорить должен каждый человек, — говорит Галина Арсеньевна. — Обратите внимание: иностранцы всегда произносят правильно русские слова, чего не скажешь о самих носителях языка. Даже на радио многие дикторы читают не так, как следует. Действительно, прочитать текст логически правильно не так просто, как кажется, это требует длительных тренировок». Фестиваль, на котором гостям довелось оценить фото- и киноработы учеников студии, открылся фильмом «Лики культур». В сорокаминутный сюжет уместились шесть лет жизни деревенского мальчишки — от коляски до первых прочитанных строк. Подрастая, ребёнок учится взрослым делам: сажает картошку и даже пашет землю. Вот оно, то самое сотрудничество взрослого и ребёнка, о котором и говорил директор «Нашей школы». — Решить проблему поколений не означает решить проблему отцов и детей, — продолжает Валерий Николаев. — Само наличие конфликта отцов и детей — это уже очень хорошо, ведь он подразумевает диалог, тезис и антитезис. Но сегодня проблема отнюдь не в противоречии, а в разрыве. Дети думают, что они вырастут и чему-то научатся. Однако, придя на работу после вуза, оказывается, что они многого не умеют. А всё потому, что отсутствует непосредственная передача опыта от поколения к поколению. Мы зубрим уроки, не вникая в суть, и на основе заученного вынуждены формировать свою точку зрения. Мы настолько привыкли к заданным рамкам, что даже мамы теперь воспитывают детей по книжкам. Могут ли такие мамы почувствовать ребёнка? До молодых людей надо доносить позицию, а не быть либералами и «холодными мамами». Кстати, мамы на фестивали собрались вовсе не из вышеуказанной категории. Интересно, что посмотреть киношедевры пришли не только родители участников, но и те, кому просто интересно посмотреть. А скоро для того чтобы увидеть данные шедевры воочию, будет совсем необязательно наведываться в саму школу. Совсем недавно здесь появилась студия, из которой будут транслироваться фильмы и передачи. Возможность их увидеть получат все школы, где есть в наличии монитор. Но это ещё не всё. В формате видеоконференции будут обсуждаться вопросы образования. Более того, педагоги планируют создать настоящее образовательное телевидение, для чего ими был разработан специальный проект «ОКНО» — образовательные коммуникации Новосибирской области. Однако полностью к такой перспективе готова пока лишь одна школа: каков спрос — таково и предложение, а заинтересованных, равно как и знающих о сей задумке, пока немного. Полностью оборудованная школьная телестудия на сегодняшний день в Новосибирской области только одна. Когда-то это была всего лишь аппаратная. Теперь же ребята под руководством педагогов будут работать в двух залах, где есть даже специальные столы для проведения интервью. Здесь монтировались не только фильмы и школьное телевидение. Перед Новым годом преподаватель телестудии Владимир Гринь предложил ребятам смонтировать короткометражку из кадров, снятых в школе во время подготовки к праздничным мероприятиям. Результаты эксперимента оказались неожиданными: одни и те же кадры у каждого выстроились в свою картинку, да ещё и музыкальное сопровождение у всех оказалось разное. Действительно, здесь каждый ученик выбирает свой способ самовыражения, не ориентируясь на стандарты и шаблоны. В этом, наверное, вся хитрость умного преподавания — передать опыт, научив при этом принимать нестандартные решения. Но мы, по сложившейся традиции, либо боимся выйти за установленные рамки, либо уходим в отрыв. Тем не менее эксперименты по преодолению безрадостной тенденции сегодня ставятся повсеместно и, судя по отдельным успехам, можно полноправно надеяться на хорошие перспективы.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент