Стальная клешня весом в три тонны будто часть декораций к фильмам про постапокалипсис. Такая конструкция позволяет очищать снег от мусора и песка. Растопленные осадки попадают в приямок, где ковш сгребает примеси. Глубина 8 метров, а вода настолько мутная, что работать приходится «вслепую». Ежедневно со станции вывозят около 80 тонн песка.
– Эта станция уникальная. Она сделана здесь, своими силами. Они нам не смогли предоставить такого оборудования. Просто у них снег гораздо чище. И это станция именно переработки снега, а не мусора и песка, а нам пришлось ее дополнить, чтобы она хоть как-то работала, – говорит главный инженер компании ООО «Перлит-Строй» Сергей Кравченко.
Разработка канадская, но первоначальная конструкция предполагает только нагревательный элементы и фильтры. Для очистки снега она не предназначена. Если мусор попадает в горелки – они забиваются, и работу приходится останавливать. Однако сделать это моментально невозможно, требуется 40 минут. Затем время на очистку системы и еще 30 минут на повторный запуск. В итоге одна ошибка может стоить до двух часов времени.
Модуль – сердце снегоплавильной станции. Здесь есть три горелки, все они оснащены компьютерами, каждый передает данные на центральный. Здесь можно посмотреть состояние системы. Рабочая температура от 0 до +5 градусов. В случае, если что-то пойдет не так, работу можно прекратить нажатием одной клавиши. Причем если вся станция это делает за 40 минут, то здесь все останавливается моментально.
В сутки эта снегоплавильная станция перерабатывает около 5000 кубометров. Однако, вопреки названию, снег здесь не плавят, а расщипляют на молекулярном уровне под давлением воздуха и газа. После таяния и очистки от мусора вода расходится по 8 трубам с фильтрами. Только после этого она уходит в ливневку.
– В этом году нам мало везут снега. Последнюю неделю стали возить, а так мы работали только в ночь, потому что снега не хватало нам. Станцию мы просто так не можем гонять, она должна работать, плавить снег, а если нам его не везут, нам его приходится складировать, – сообщил главный инженер компании ООО «Перлит-Строй» Сергей Кравченко.
Везут мало, потому что техники не хватает. ДЭУ 1 обслуживает правый берег. В распоряжении коммунальщиков меньше 300 единиц техники – это всего половина от нормы. Несмотря на то, что ежегодно город закупает оборудование, это количество не позволяет покрыть дефицит.
– Если бы хотя бы в каждом районе была своя снегоплавилка, мы бы объемы вывоза в разы подняли. И нам бы меньше требовалось затрат на привлечение дополнительно самосвалов для этой работы. Ведь мы свое финансирование тратим и на этот момент. Чтобы вывезти большее количество снега, приходится тратить деньги на приобретение сторонних самосвалов, – говорит директор МКУ ДЭУ 1 Алексей Лыков.
Нехватка техники приводит к тому, что в особо сильные снегопады работники самовольно прибегают к не самым правильным способам утилизации. Так, волну недовольства горожан вызвал сброс снега с Коммунального моста в реку Обь.
– Тот снег, который был сброшен с моста, он несоизмерим с тем уроном реке, который наносит сам мост при разрушении. Что летит с моста, вы посмотрите? Бетон, арматура, асфальт, он просто-напросто распадается на части, – говорит директор МКУ ДЭУ 1 Алексей Лыков.
И все же сброс снега в реку противоречит всем правилам, а потому виновных уже наказали. Однако вопрос: «Куда вывозить?» остается.
В Новосибирске на сегодняшний день две снегоплавильные станции и две площадки временного складирования. Для города-миллионника этого крайне мало. Новые станции строить пока не планируют. Снегоуборочную технику к концу 2021 года закупят, но этого точно не хватит, чтобы покрыть недостаток.
А тем временем, как говорит директор ДЭУ 1, «точка невозврата» близко. Через пару лет, при таком регрессе, убирать дороги станет просто нечем.