В заливе между островом Отдыха и левым берегом Оби – теперь карьер: песок добывают со дна с помощью специального судна – земснаряда. Грунт плотный, поэтому его сначала разрыхляют, рассказывает главный инженер Евгений Куц. Затем, используя насос, перекачивают по трубопроводу на так называемую карту намыва.
– У нас в основном это мелкий песок. Модуль крупности меньше двух. Еще порядка 300 тысяч метров кубических необходимо добыть. Вот сегодня за моей спиной карта вывезется и будет повторно на нее намываться, – говорит главный инженер АО «Сибгидромехстрой» Евгений Куц.
На этой территории, прилегающей к огромной строительной площадке, не одна, а целых три карты намыва. Первая за лесом, третья – на берегу, а вторая – возле метромоста и станции «Спортивная». Песок еще будет сюда поступать. Тут пройдет дорога к ледовому дворцу спорта. А пока можно увидеть колодцы коллектора – это уровень будущей трассы.
Ее заасфальтируют. Рядом появится большая стоянка для машин, говорит руководитель организации генподрядчика. По проекту, дорога длиной 1700 метров начинается недалеко от пляжа «Наутилус», огибает дворец спорта и вертолетную площадку, затем выходит на Октябрьский мост. У стройки – карьер под боком. Это идеальный вариант: самосвалы, которые за песком и обратно делают десятки рейсов в день, не разбивают городские трассы.
– У нас снижается плечо перевозки. Все максимально быстро. У нас дальность возки сегодня практически 2 – 2,5 километра от карьера. Это раз. И второй вопрос – это то, что мы сегодня не зависим в данной ситуации от поставщиков песка. Поскольку карьер оформлен на нашу организацию, которая является генподрядчиком на этом объекте, – отметил руководитель Управления заказчика по строительству подземных технических сооружений Александр Мысик.
В нашем регионе метод гидромеханизации применяют на стройках с 60-х годов. Благодаря этой технологии появилась площадка для метродепо «Ельцовское». Возвели «Экспоцентр», проложили Ипподромскую магистраль. Там, где сейчас мчатся машины, раньше лодки плавали, текла Каменка. Реку в середине 80-х спрятали в коллектор. Избавились от оврагов. Уложили почти 20 миллионов кубометров песка. Его брали в карьере на левом берегу Оби. На правый доставляли по дюкеру – трубопроводу, который шел по дну. После такого проекта опытных инженеров, казалось бы, уже ничем не удивишь. И все же, говорят специалисты, месторождение возле ледовой арены по-своему уникально.
2019-й год. Май. Намыв дамбы-перемычки между островом отдыха и территорией, прилегающей к ЛДС. Перекрыть нужно почти полреки. Точно рассчитать ширину и высоту сооружения. Иначе весной сильный поток все старания сведет на «нет»: прорвет преграду. Специалисты в итоге справились с задачей. Появился затон со спокойной водой, где теперь – без вреда для окружающей среды – добывают полезное ископаемое. Течения там нет. Вся муть остается в забое и не уходит в сторону городского пляжа.
– Вот этот рукав, который был перекрыт, он на выходе имеет достаточно большую каменистую косу. А здесь отдельные одинцы встречаются, отдельно лежащие камни. Их тоже видно по реке. Для судоходства этот рукав нельзя было использовать, – говорит эксперт по речному транспорту, заместитель директора АО «Сибгидромехстрой» Юрий Хохлов.
Катера и теплоходы всегда огибали остров Отдыха с другой стороны, где есть навигационная обстановка – белые и красные буи. Именно там, в русле Оби, после сооружения перемычки увеличилась скорость течения. Для речников это хорошо, утверждают эксперты. Поток постепенно размоет косу, которая сужает судовой ход и ежегодно создает проблемы при движении в период самого низкого уровня воды. Тем временем, команда земснаряда, что транспортирует песок для строительства дороги, трудится здесь каждый день. Разработку месторождения закончат в августе.