Мощи Сергия Радонежского на два дня прибывают в Новосибирск

Фото VN.ru
Началось путешествие ковчега с мощами преподобного Сергия Радонежского по городам России. Ковчег провезут около 30 тысяч километров, маршрут пройдет по 57 городам и будет напоминать огромный крест. Масштабный проект посвящен 600-летию обретения мощей святого. Новосибирцы смогут прикоснуться к святыне 21 и 22 июня.

Ковчег с частичкой мощей преподобного Сергия Радонежского отправился 12 июня от места, где покоится нетленное тело святого – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он проделает большой путь протяженностью около 30 тысяч километров по городам России, 7 октября вернется в Лавру. Прежде, чем попасть в Новосибирск, ковчег провезут через Екатеринбург, Челябинск, Тюмень и Омск.

Как нашли мощи Сергия Радонежского

Масштабное мероприятие организовано православной церковью в честь 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Его душа перешла в вечность 25 сентября 1392 года. При жизни Сергий просил, чтобы его похоронили на монастырском кладбище вместе с простыми иноками. Как рассказывает насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, и. о. обязанности настоятеля храма Преображения Господня иеромонах Пафнутий (Фокин), монахов огорчила его просьба, они хотели, чтобы и после смерти Сергий оставался с ними. Митрополит Киприан, увидев скорбь братьев, благословил положить останки Сергия Радонежского в Троицкой церкви под спудом.

Через 30 лет после кончины Сергия, Троицкий храм решили перестроить: вместо деревянного здания возвести каменное. Святой явился в видении одному благочестивому человеку и упрекнул, что его тело держат « в воде, утесняющей тело мое». На этапе возведения фундамента открыли мощи Сергия. Его тело и одежда не истлели, несмотря на то, что кругом была вода. После окончания стройки мощи положили в каменном Троицком храме.

В XVI веке Иоанн Грозный заложил Успенский собор рядом с Троицким храмом. В годы правления его сына Федора Иоанновича, для мощей Сергия Радонежского сделали кованую серебряную раку. С тех пор мощи редко покидали стены Троицкого собора. Известны два случая, когда из-за пожара мощи выносили на Красногорскую площадь и перемещали в Успенский собор на время ремонта Троицкого храма.

После революции, несмотря на ходатайство верующих не вскрывать раку Сергия Радонежского, в апреля 1919 года их вскрыли по решению местного городского совета, утвержденного Мосгубисполкомом. Тело Сергия обнажили от покровов, прикрыв стеклом. Так власти надеялись прекратить паломничество к его мощам. Но количество богомольцев, вопреки ожиданиям властей, не уменьшалось, а увеличивалось.

Тем временем, советские власти стали готовить монастырь к закрытию. Беспокоясь о судьбе мощей, священники поменяли голову Сергия на голову одного из князей Трубецких. Голову Сергия закопали. В мае 1920 года Троице-Сергиеву Лавру закрыли, мощи Сергия все еще оставались там. Голову святого выкопали и хранили у верных людей: сначала в Мешаловке, затем около станции Долгопрудная. С началом Великой Отечественной Войны мощи преподобного эвакуировали в Соликамск, где они находились до ноября 1944 года. До окончания войны голову тайно хранили в алтаре храма Владимирской иконы Божией Матери села Виноградово, в восьми километрах от линии фронта.

К открытию Троице-Сергиевой Лавры в 1946 году, мощи были уже в Троицком соборе. Их привезли за год до открытия Лавры – власти ожидали приезд иностранных гостей, которые могли посетить закрытую Лавру. После открытия Лавры голову Сергия тайно вернули на место. Официально мощи Сергия в серебряной раке, изготовленной при царе Федоре Иоанновиче, передали Лавре накануне Пасхи 1946 года. Для раки с мощами устроили временный полог в Успенском соборе. В 1948 году, после передачи Лавре Троицкого собора, в него перенесли мощи Сергия, где они и находятся до сегодняшнего дня.

Почему тело игумена Сергия Радонежского сохранилось нетленным?

Святые, еще в земной жизни отказавшиеся от ценностей этого мира и отдавшие себя Богу, живут жизнью, напоминающую ангельскую. Они воздержаны в еде, мало спят, много молятся, помогают другим, не отвечают на обиды, терпеливо переносят скорби и болезни, благословляют врагов и совершают другие подвиги. После перехода в вечную жизнь, когда душа покидает тело, их земная храмина не поддается естественным законам тления.

Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиевой Лавры, несколько лет жил в уединении посреди дремучего леса. Он мужественного переносил искушения, всеми силами стремился к единению с Богом. К нему стали стекаться люди, жаждущие помощи и святой жизни. Некоторые оставались, селились по соседству. Так образовался монастырь, в котором Сергий возродил общинножительный устав, то есть, у монахов было все общее и все, включая настоятеля, участвовали в общих работах. Сергий сам рубил дрова, носил воду, занимался огородом, плотничал. Вслед за ним, общинножительный устав приняли в других русских монастырях.

Смирение, любовь к Богу и ближним помогли стать Сергию Радонежскому великим молитвенником, ходатаем за землю русскую. Он благословлял князя Дмитрия Донского, который задумал освободить Русь от татарского ига. Окропил князя и дружину святой водой, отслужил молебен и дал двух иноков Пересвета и Ослябю. Весть о благословении старца подняла боевой дух воинов. Русские победили в бою с татарами на Куликовском поле. Это было начало освобождения русской земли от татарского ига.

Бог одарил игумена земли русской Сергия чудотворением еще при земной жизни. К нему приходили за исцелением, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца по дороге к преподобному. После смерти Господь прославил тело усопшего подвижника, сохранив его нетленным, дал благодать укреплять, исцелять душевные и телесные болезни.

Как прикладываться к мощам Сергия Радонежского?

Верующие люди приносят к святым мощам покаяние, молитвы и просьбы. Священник Святослав Шевченко советует помнить, что в христианстве податель всех благ – Бог. Святые – лишь зеркальца, отражающие Божественный свет. Если человек подходит к раке с мощами и загадывает желание, или думает, что поцеловав мощи, тем самым решит свои проблемы – это язычество и идолопоклонство.

Перед посещением храма стоит продумать, как одеться. В храме будут неуместны короткие и откровенные платья, оголяющие тело. Голову женщины покрывают платком. Мужчинам не нужно надевать шорты или открытые майки. В храме следует вести себя спокойно, чтобы не мешать другим молиться, заранее отключить звонок мобильного телефона.

По Уставу, «при лобызании святыни положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном». Стоя в очереди к мощам, рекомендуется молиться, а не разговаривать. Обратиться с просьбой к святому лучше уже в очереди, а у ковчега не задерживаться надолго.

Можно принести с собой небольшую икону преподобного Сергия Радонежского и освятить на мощах святого. В 2019 году, когда в Вознесенский собор привозили ковчег с частичкой Спиридона Тримифунтского, это помогал сделать священнослужитель. Он дежурил около ковчега, брал из рук верующих икону святого, быстро прикладывал к мощам и отдавал обратно.

Суеверие или почитание святыни?

В современном обществе, привыкшему к рациональному мышлению, можно услышать реплики о том, что почитание мощей – это суеверие, и вовсе не обязательно для подлинной веры. Однако, в православных храмах, начиная с 787 года, когда VII Вселенский собор окончательно ввел древнюю практику совершения Литургии на мощах мучеников, богослужение не может совершаться без святых мощей, вшитых в специальный матерчатый плат - антимис.

Как писал преподобный Иустин Попович, «святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа и тело», они «составляют единую неделимую личность святого». Прикасаясь к благодатным мощам, верующий получает нужную помощь, но не по своему человеческому разумению, а по Божьему промыслу. Каждому Бог дает то, что пойдет на пользу человеку, приведет его в Царство Божье. Кто-то исцеляется, кто-то избавляется от страсти, кто-то получает утешение, кто-то - ответы на свои вопросы, кого-то совесть начинает побуждать к добродетельной жизни.

Новосибирец Игорь С., ездивший в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, рассказал VN.ru, что когда он впервые приложился к мощам Сергия Радонежского, как будто познакомился с ним лично. Мужчина раньше знал о жизни преподобного, обращался к нему в молитвах. Но преподобный Сергий оставался далеким для него. После прикосновения и молитвы у раки, святой стал близким.

- Я подошел к Троицкой церкви рано утром, в это время подходят братья-монахи и раку для них открывают. Когда я к святому Сергию приложился, он теплый был, теплая голова. Мне показалось, что он как живой. После этого было ощущение, что я познакомился с ним лично. Это хорошо, когда мощи привозят, но нужно настраиваться на встречу со святым. Не просто так: шел с работы, зашел, приложился и дальше пошел по делам - ничего не понял. Может, это я такой непробиваемый, мне чтобы что-то понять, надо подготовиться, с ходу не могу.

Где можно прикоснуться к мощам преподобного Сергия Радонежского?

Святыня пробудет в Новосибирске два дня – 21 и 22 июня. В эти дни все желающие прикоснуться к частичке мощей преподобного и Богоносного Сергия Радонежского, могут приехать в Вознесенский кафедральный собор по адресу: улица Советская, 91 (остановки транспорта: «Цирк», «Красный проспект»). 

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент