Мэрия избавляется от кондукторов

На смену кондукторам придут турникеты. Фото Аркадия Уварова
По салону трамвая двигается кондуктор. Ловко подстраиваясь под движение транспорта, подходит к пассажирам, берет деньги, нажимает кнопку на терминале, выдает чек, поворачивается к следующему и снова — берет деньги, жмет кнопку, дает билет. Движения отточены, на каждого  буквально пара секунд. Успевает при этом и улыбнуться, и попросить уступить место пожилому пассажиру, и предупредить о следующей остановке. Скоро его заменят на бездушные железные ворота.

В конце прошлого года мэрия Новосибирска запустила эксперимент по внедрению бескондукторной системы оплаты проезда в трамваях. Эксперимент не удался: недовольными нововведением оказались и пассажиры, и водители. Мэрия послушала отзывы горожан и... решила дальше вводить такую систему — к 2021 году турникетами будут оборудованы сразу несколько трамвайных и троллейбусных маршрутов. А с тем, что люди критикуют систему в соцсетях и в комментариях на новостных сайтах, руководители города не согласны.

«У вас устаревшие данные: негативные высказывания были в декабре и январе, но по мере доработки системы люди перестали жаловаться, — утверждает заместитель начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска — начальник управления пассажирских перевозок Владимир Кондауров. — По крайней мере, в наше управление обращений с жалобами не было, наоборот, мы получили порядка 10 положительных оценок».

Все прелести отсутствия кондукторов в конце декабря 2017-го ощутили на себе пассажиры трамвая № 8. В Новосибирске взяли за основу систему московского транспорта, давно оборудованного турникетами. К слову, в Москве постепенно отказываются от бескондукторного проезда и оборудуют трамваи валидаторами. Система турникетов не оправдала себя: увеличилось количество «зайцев» — пассажиры пролазили под заграждениями или пользовались социальными проездными родственников-пенсионеров, снизилась также маршрутная скорость транспорта. Эта же проблема проявилась и в Новосибирске в первые дни эксперимента. Возле турникета, пройти сквозь который можно было, приложив к нему ЕТК или банковскую карту, толпились очереди. Из-за холодов электроника не срабатывала. Очередь создавали и пассажиры, не имеющие карт и вынужденные оплачивать проезд водителю. В итоге часть горожан мерзла на улице, ожидая, пока другие расплатятся и пройдут в салон. Вместо привычных 30 секунд трамвай № 8 стоял на остановках по 5 минут, сбивался с графика сам и нарушал распорядок движения следующего за ним транспорта.

Также недовольство пассажиров вызвала невозможность пройти в салон через центральные двери — они теперь предназначены для выхода и оборудованы специальными «воротами». Зайти в передние двери в первую очередь не смогли пожилые люди с тележками и молодые семьи с колясками. Правда, позже водители стали открывать для них калитки в центре, но это занимало лишнее время и создавало дополнительные сложности. После на маршруте № 8 вернули кондуктора, а трамвай с турникетом направили по маршруту № 3 от молкомбината до площади Маркса. И здесь возникли те же сложности: создавались пробки на входе, маршрут подолгу задерживался на остановках. Неудивительно, что многие горожане возмутились, узнав, что проект будут внедрять не только на других маршрутах трамваев, но и на троллейбусах.

Однако Владимир Кондауров уверяет, что недоработки исправлены: на посадку одного пассажира теперь уходит 3-4 секунды, и в среднем вагон стоит на остановке около 2-3 минут. Это, конечно, меньше, чем 5 минут, но тоже достаточно для того, чтобы вызвать недовольство пассажиров. И если трамваи хотя бы двигаются по своим железным путям, то троллейбусы едут по общим дорогам, а значит, в очередь на остановках за ними начнут выстраиваться и автобусы, и маршрутки. Правда, горожанам обещают, что турникеты установят только на непопулярных маршрутах с низким пассажиропотоком (менее 100 человек в час). Они не так востребованы горожанами, и пробок на входе в троллейбусы быть не должно.

К слову, недовольны экспериментом оказались и водители общественного транспорта: они жаловались, что им приходится искать сдачу, следить за порядком в салоне, учить пассажиров пользоваться турникетом. Но после того как вагоновожатую, рассказавшую журналистам о всех недостатках системы, лишили премии с формулировкой «за отвлечение от управления подвижным составом», работники трамваев бодро рапортуют: «Люди привыкли, все отлично!» А анонимно сетуют: «Лучше бы пути отремонтировали». Впрочем, по словам директора МКП «Горэлектротранспорт» Константина Прокина, водители должны по достоинству оценить нововведение: за дополнительные должностные обязанности им будут доплачивать. «С вводом бескондукторной системы увеличилась собираемость оплаты проезда — на 15% больше стала выручка на одном вагоне, — говорит Константин Прокин. — Час работы турникетов дешевле на 40%, чем работа кондуктора. Это позволяет нам экономить фонд оплаты труда и увеличить зарплату водителям: за каждый проданный билет они будут получать доплату. Также это поможет решить проблему нехватки кадров — штат кондукторов не укомплектован. Сотрудников с тех маршрутов, где установят систему, переведут на другие направления».

Первыми на новую систему перейдут трамваи левобережья — маршруты № 8 и 9, на правом берегу новшество испытают на трамвае № 11. «К началу осени оборудуем первую машину, до конца года — 10–14 машин, — делится планами Константин Прокин. — Точные сроки зависят от подрядчика — насколько быстро и качественно он выполнит обязательства».

МКП «Горэлектротранспорт» уже объявило конкурс на поиск подрядчика по оснащению трамваев и троллейбусов терминалами, турникетами и камерами видеофиксации. Максимальная цена контракта — 40 594 500 рублей с учетом всех расходов.

Если проблем с подрядчиками не возникнет, то в следующем году бескондукторной системой начнут оборудовать троллейбусы. В первую очередь маршруты № 26, 36, 29 — на них самый низкий пассажиропоток. При этом обновлять троллейбусный парк не собираются, турникеты установят в уже работающий на линии транспорт. А если вспомнить, насколько узкие передние двери у троллейбусов, возникает вопрос: не вызовет ли это очередную волну недовольства у пассажиров, застревающих в проходе с колясками и тележками? «Проблем быть не должно», — уверяет Константин Прокин, а горожане уже готовятся с боем прорываться в салоны общественного транспорта.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №27 от 6 июля 2018 года