В «Горе от ума» у А.С. Грибоедова есть восхитительный персонаж Скалозуб, который говорит:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
Скалозуб был человек простой, как сапог, и его самого приятно поразило бы, что он оказался таким провидцем, и что примерно через двести лет его слова так буквально реализуются.
Передо мной Приказ об особенностях проведения государственной (итоговой) аттестации, где со ссылкой на приказ Минобрнауки России от 05.02.2008 №36 и приказ Рособрнадзора от 16.01.2008 №75, говорится, в частности:
«Экзамен по литературе может быть сдан в качестве экзамена по выбору».
Наконец! Сколько можно было мучить наших детей всякими Пушкиными и Толстыми, Тургеневыми и Чеховыми?! Да и тем же Грибоедовым?! Хватит!
Что это по сути дела означает? Что выпускной экзамен по литературе не является больше обязательным. Если учесть прагматический настрой современной молодежи…
Принимая экзамены по культурологии, я иногда прошу назвать трех любых русских композиторов. И только один из десяти студентов называет всех трех. Далеко не все вспоминают Чайковского, Римского-Корсакова и Рахманинова. Я уже не говорю о Даргомыжском или Танееве. Теперь дошла очередь до литературы. Уже слышал я от студентов, что «Войну и мир» написал Достоевский, а «Отцов и детей» - Гоголь.
Когда я начинал работать в школе, появился приказ о том, что книга В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда» исключается из программы по литературе общеобразовательных школ. Это было штучное исключение. После Н.К.Крупской, которая в двадцатые годы чохом исключила из школьных и вузовских программ Платона, Достоевского и сказки, все это тихо вернули. Потом исключали то Есенина, то еще кого-нибудь. Опять тихо возвращали. Но русская литература оставалась одним из главных предметов школьного обучения. Еще бы, величайшая гордость нашей культуры!
И то сказать, подмывалось знание литературы тем, что фильмы ставили по классике, и чтение заменялось просмотром… Так что без заботы литература не оставалась.
В советское время у нас был демократический централизм, теперь у нас строй противоположный. По-видимому – антидемократический периферизм. То, что плохо получалось у советской власти, иногда вполне эффективно получается у власти нынешней. Не хотят учителя, чтобы ЕГЭ по литературе сдавали в виде тестов, протестуют, сделаем его экзаменом по выбору!
Очевидно, что далеко не все произведения русской классики понятны школьникам. Но знать о них все равно необходимо. И те, кто захочет понимать в жизни больше, обратится к ней позже, имея жизненный опыт. А если их сдавать не обязательно, да еще если и родители, те, кто не помнит трех русских композиторов, сказали, что это тоска зеленая … Вся надежда на тех родителей, которые пока еще помнят.