Собственных детей у нее двое, а учеников, для которых ведет кружок, почти двести. А сколько костюмов сшила на всевозможные темы народные, сказочные, для литературно-театральных вечеров не помнит и сама. Но никак не меньше тысячи. Причем не менее шестидесяти из них времен Пушкина: это ее хобби, а не способ заработать деньги.
Костюмы Ольга шьет быстро, по своей методике. Несколько часов, максимум день и платье времен хоть Ивана Грозного, хоть Петра Первого готово. Главное, есть для кого: танцевальные коллективы, кружки всевозможные. Пока сыновья учились в школе, многих одноклассников обшивала, а заодно и стены учебных заведений красиво расписывала и оформляла школьные уголки.
За день я могу сшить десять брюк, говорит Ольга Александровна. Порой даже в автобусе шью или ночью. Денег не беру это мое хобби. Муж смеется: говорит, что если бы у меня были другие принципы, то у нас дома уже люстры золотые висели бы. Кстати, я заметила, что творчество приходит тогда, когда мало времени, сразу хочется что-то быстро придумать, пофантазировать. Когда не работаю я заболеваю. Хотите, я прямо сейчас вам шляпку сделаю? предлагает Ольга Бондарь и мастерит головной убор буквально за несколько минут.
Так быстро шить Ольга научилась в начале девяностых уже прошлого столетия, начав изготавливать юбки на продажу в одном из маленьких швейных производств. Юбка стоила всего четыре рубля, и чтобы хоть как-то заработать, она их шила двадцать за день.
У человека должен быть план на каждый день, говорит Ольга Александровна. Тогда времени свободного останется много. Я, к примеру, с двенадцати до шести на работе в школе, а остальная часть дня расписана в голове по минутам.
А если настроение плохое и делать ничего не хочется?
Не может такого быть! У творческого человека никогда не бывает депрессии, потому что у него масса идей, море планов скучать и грустить просто некогда. Даже боль и обиды уходят, когда можешь выразить себя через что-то.
Скорость, конечно, не основное. Да, брюки с юбками вещи несложные, а вот для костюма главное все же образ.
Когда образ продуман, сшить можно за час, по крайней мере, за несколько часов, а вот сама идея костюма может вынашиваться в голове чуть ли не полгода, говорит она. Ведь если, к примеру, шьешь эстрадное платье для девочки, то нужно сначала эту девочку понять, понаблюдать за ней: как она двигается, как поет, какой у нее характер. Только тогда можно приступать к делу. Каждый наряд изготавливается для конкретного человека, и продумать нужно все, вплоть до мелочей.
Руководители многих кружков и коллективов наслышаны о Бондарь и постоянно «подкидывают» ей работу. Кстати, Ольга Бондарь даже когда-то была «Женщиной года» в номинации «Золотые руки», поразив всех своим шикарным платьем, сшитым из полиэтилена, в очередной раз доказав, что женщина может оставаться женщиной при любых обстоятельствах, даже если денег совсем нет. А недавно в авиационном лицее был бал, посвященный Пушкину. Многие ребята красовались в костюмах, сшитых ее руками.
Между прочим, никто ее шить и рисовать не учил все сама.
Просто жизнь у меня счастливая вот все и получается, как задумано, считает она. Папа очень хорошо рисовал, до сих пор помню запах красок, правда, меня он специально ничему не учил. А потом они с мамой развелись, папа уехал, мама подолгу лежала в больницах, а нас с сестрой воспитывали тети, бабушки. В то время я была какой-то незащищенной, мне помнится. Уходила в лес и рисовала, особенно тогда, когда меня обижали. Причем рисовала абсолютно все, особенно любила придумывать портреты детей придумывать, потому что таких ребятишек, как я изображала, не существовало на самом деле, они оживали только на картинах.
Счастливая, а детство трудное
Все зависит от восприятия. Человек может научиться быть счастливым. Вот как, по-вашему, почему люди становятся более злыми? По-моему, оттого, что многие как-то разучились замечать мелочи. А счастье ведь в мелочах: запах травы, весны, красивый закат.
В архитектурный институт, куда она из деревни приехала поступать, ее не приняли: среди работ, представленных на творческий конкурс, не было графики. Поступила в ПТУ на художника-оформителя, да заболела и почти год не училась, а потом еще долгое время ходила на костылях. В результате в дипломе тройка, причем по основному предмету. С такой оценкой на работу никто не принимал. Однажды, правда, предложили должность маляра. Сказали: «Тебе какая разница, кем работать, художником или маляром и там, и там краски». Писала плакаты, красила машины. Потом работала в детском доме, в институте геологии. Вышла замуж, сама себе на свадьбу сшив свадебный наряд. Родились дети. И вот, по мнению Ольги Александровны, это-то и есть самое главное в жизни женщины. Когда есть дети будет все, и счастье, и творчество просто нужно научиться радоваться тому, что имеешь.
Я всем говорю: растите вместе со своими детьми, играйте с ними, прислушивайтесь к их мнению, раскрывает она свое материнское кредо. Не кричите на них потеряете. Нужно уважать личность каждого ребенка, может быть, даже баловать в чем-то. Детей нужно учить творческому мироощущению, не бояться самостоятельных решений: тогда и им в жизни все будет интересно.
В детский сад дети не ходили: ей кажется, что оттуда ребятишки выходят уже с шаблонами. А пошли в школу, и она с ними: устраиваться на работу. Теперь они выросли и радуют родителей не пьют, не курят, помогают.
В этом году Ольга Александровна защитила свою авторскую программу по методу проектирования. Суть метода в развитии самостоятельного творческого воображения у ребенка.
Я учу детей четыре года, разъясняет она. В первом классе мы с ребятишками делаем оригами, собачек, кошек. Потом я говорю: «Сделайте им характер». Во втором классе ввожу основы шитья, изучаем образ, учимся коллективной работе. В третьем усложняем оригами, делаем их объемными. А четвертый самый интересный: шьем функциональные вещи. Вот и сегодня, например, детям было задание всем вместе придумать тему композиции, сюжет. На один мой урок уходит всего один рубль это потому, что вокруг ведь есть природный материал, какие-то уже ненужные вещи, и их можно и нужно использовать. Если ребенок не хочет работать его ни в коем случае не нужно заставлять.
А то бывает, иной раз приходит маленький человек на занятие, а ему говорят: сегодня все лепим из пластилина грушу! Вдруг учительнице начинает казаться, что груша Максима не совсем похожа на фрукт.
Что ты делаешь, Максим? спрашивает педагог.
Ракету! с огромным вдохновением отвечает мальчик.
Ты почему такой непослушный? Я сказала грушу, значит, грушу! Немедленно переделывай.
У Максима пропадает всяческое желание вообще что-то лепить.
Чтобы что-то получилось красивым нужно это делать с охотой, с любовью, заключает Ольга Александровна. И кажется, что она делится секретом своего ремесла. Ремесла с большой буквы.