Подсевшие на иглу ритейла

Кризис даёт надежду на выживание небольшим магазинам и местным производителям продовольствия.

Полки сетевых магазинов, сильно опустевшие месяц назад, что было замечено многими, похоже, понемногу заполнились. Скажу сразу, часть продовольственных товаров все же исчезла. Похоже, надолго. Нигде не могу купить фасоль и чечевицу. Исчезли банки с лечо. Нет никакого: болгарского; русского; венгерского… Часть круп, не слишком востребованных, тоже можно купить отныне далеко не в каждом магазине. Вот так воочию можно увидеть, что для закупки новых партий продовольствия у сетевиков денег не хватает.

Но основные виды продуктовых товаров пока сохраняются полностью. По цене, понятно, подросшей. Раньше всего стали дороже чай, кофе, шоколад. Фрукты, мясо, рыба продемонстрировали заметный рост в самые последние недели. А вот орехи стали дороже буквально на днях. И заметно. С 320 рублей за килограмм до 400. И это в том магазине, где до сих пор большинство продуктов рублей на пять, а дешевле, чем в соседних. Но не из орехов состоит рацион сибиряка, поэтому уж очень сильно это не расстроило.

Сравнение цен на ярмарках, на которых цены декларируются существенно более низкими, чем в сетевых магазинах, приводит к странному выводу. Цены зачастую совсем не отличаются, иногда отличаются, но всегда — очень немного. В каком-то смысле это, наверное, правильно. Тарифы ЖКХ растут, и они не могут не влиять на рост себестоимости продуктов. К тому же, если на рынках продукты будут еще дешевле, мелкая розница начнет немедленно скупать все оптом на ярмарках для дальнейшей перепродажи в своих точках. Но, тратя деньги на проезд до таких ярмарок и обратно, получить хоть какой-то выигрыш от подобных покупок сложновато. Ведь в результате цена продуктов получается едва ли не такой же, как рядом с домом. Поэтому все покупки в нашей семье делаются только рядом с домом.

К счастью, в моем любимом маленьком магазинчике на Маркса, где всегда очередь за свежим творогом, сметаной, сливками и молоком из Барабинска, — все так же, как было. Цены, конечно, подросли. Но, во-первых, они всегда были ниже, чем в супермаркетах и сетях, а во-вторых, совсем немного. Разбирают всю молочную продукцию в этом магазине так же, как было всегда до этого. То есть далеко до вечера. Каждый раз думаю, почему таких магазинчиков, с продукцией из Куйбышева, Барабинска, Купина, больше поблизости нигде нет?

Кстати, колбаса фирмы «Сабор» в этом магазине тоже нравится многим, и за ней тоже встают в очередь. И дело не только в цене. Эту колбасу едят даже кошки. А кошки — как неоднократно проверено, наверное, многими — не люди. И в отличие от людей всякую гадость, только потому, что она дорого стоит и аппетитно выглядит, — есть не будут.

А главный вывод, который я сделала много лет назад и на котором продолжаю настаивать сегодня, — для того, чтобы покупать свежее и домашнее, нужны именно маленькие, семейные магазинчики. В которых знают тебя и твой вкус, в которых тебе не продадут плохой товар просто потому, что продавцу стыдно будет с тобой потом общаться — даже если ты в следующий раз и придешь!

Просто к слову. Когда мои дети идут в этот магазин, продавцы, давно запомнившие весь ассортимент моих покупок, подсказывают им, что еще покупает их мама. Дети не помнят и не знают, а продавец безошибочно выбирает из множества товаров именно те продукты и тех производителей, которые нужны мне. И это, поверьте, очень приятно.

Кризис дает надежду на выживание именно этому формату продаж, рассчитанному на потребителя со вкусом к свежему и домашнему. А это значит, произведенному тоже недалеко. Рядом, в области. Черта под всеми прошлыми выяснениями с сетевиками недовольных расчетами и поборами местных производителей подведена. Как оказалось, этот цивилизованный способ продаж в условиях кризиса стоит слишком дорого. В том числе для самих сетей, живших, существующих поголовно за счет кредитов. Тайных (за счет отсрочки платежей с производителями) и явных (банковских). Всем казалось, что сидеть на игле ритейла теперь будут все и всегда. От покупателей, лишенных права выбора других форматов магазинов и производителей, до властей, для которых было намного удобнее и выгоднее работать с небольшим количеством очень больших магазинов, а не с множеством мелких.

Сегодня из страха перед социальным взрывом запреты на «нецивилизованную» торговлю вновь снимаются, и вновь разрешается существовать микрорынкам и ларькам. Но, будем смотреть правде в глаза, в Новосибирске их количество не увеличилось. Сужу по своему району. От Горской до Маркса все осталось так же, как было год назад. А это значит, что реальной альтернативы сетевым магазинам нет тоже. Так же, как ее нет для местных производителей, которые должны будут сдавать свою продукцию в сетевые магазины. Задержка с расчетами в которых для некоторых из них в сетях достигает нескольких месяцев. Но, скажите, что остается делать производителю, у которого скоропортящийся товар? Творог, молоко, сливки и сметана? Овощи, ягоды, фрукты? Колбаса, мясо, птица?

Появление шести магазинов под названием «Удобный», которые, по идее их организаторов, должны как раз помочь приблизить к покупателю местных производителей, решить эту проблему, конечно, сразу не смогут. Хотя Павел Козлов, исполнительный директор этой организации, говорит о том, что к концу года предполагается открыть еще 15 магазинов в городе, и в первую очередь как раз в Кировском и Ленинском районах. Потребность в свежей и дешевой продукции местных производителей в Новосибирске очень велика. За три месяца работы часть этих магазинов уже полностью окупилась, часть должна окупить себя в ближайшие 2–3 месяца.

На вопрос о ценах магазина и привлекательности для производителей магазинов сети «Удобный» Павел Козлов ответил:

— Цены на продукты питания в наших магазинах по сравнению с аналогичными позициями в магазинах самообслуживания в среднем ниже на 15%. Это обусловлено не только отсутствием в наших магазинах каких-либо бонусов (ставших в последнее время «притчей во языцех»), но и отсутствием затрат на дорогостоящие рекламные акции, мерчендайзинг, дополнительный персонал и т.д. Кроме того, производители, не испытывающие гнета товарного кредита, заключающегося в практикуемой магазинами самообслуживания отсрочке платежа за поставленную продукцию, имеют возможность снижать цены, получая наличные деньги практически в режиме «реального времени». Могу ответственно заявить, что производители продуктов питания, торгующие в магазинах «Удобный», хотят и могут конкурировать с розничными сетями. И с каждым месяцем делают это все успешней.

Возможность купить свежие и дешевые продукты рядом с домом, существовавшая и исчезнувшая в нашем районе после уничтожения микрорынка «Студенческий», может быть, даже появится. Сейчас вместо живого, реально существующего пятачка торговли все мозолит глаза огромный и уродливый недострой, мешающий всем пешеходам передвигаться. Кстати, с прошлой осени еще и безуспешно продающийся, если судить по вывеске. А это, увы, не обещает избавления от него в ближайшие годы. Надо полагать, Ленинский район, вдобавок к недостроенной гостинице на площади Маркса, обзавелся еще одной достопримечательностью такого же рода. От которой никому нет ни пользы, ни удобства, ни красоты.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент