Вадим Иванкин, заслуженный художник России, секретарь Союза художников России, председатель Новосибирского отделения Союза художников, в беседе с корреспондентом «Вечерки« размышляет о современном искусстве в целом и о том, как можно украсить наш город в частности.
Вадим Викторович, несколько новосибирских художников недавно вернулись из Москвы, с выставки «Россия-XI». Расскажите, как прошло мероприятие?
Выставка получилась грандиозная! Она занимала все три этажа Центрального дома художников, включала в себя около восьми тысяч работ. И на протяжении всех дней, пока длилась, залы были переполнены зрителями. «Географическая протяженность« «России-XI» от Чукотки до Калининграда. И естественно, в экспозиции была представлена Сибирь. Михаил Омбыш-Кузнецов, Виктор Лагуна, Николай Зинченко, Александр Крутиков, Даниил Меньшиков, Евгения Шадрина, Татьяна Тарачкова, Виктор Красильников вот имена наших новосибирских художников, творчество которых было представлено в Москве. Между прочим, участие в этой выставке говорит о многом: каждому автору, прежде чем выйти на всероссийский уровень, приходилось побеждать в региональных конкурсах.
А что дает участие во всероссийской выставке?
Прежде всего, профессиональный рост. Потому что если ни в чем не участвовать, нигде не выставляться, стать художником невозможно. Согласитесь, не всякий, кто взял в руки кисточку, может считаться художником. Сначала талант, как говорится, варится в собственном соку, потом начинает приоткрываться, «выходить в народ». И делая первые профессиональные шаги, учится. Точно так же актер театра: если не играет на сцене регулярно, не вступает в диалог, перестает быть актером. Даже при самых блестящих природных задатках.
Были на выставке какие-то яркие, неожиданные открытия лично для вас?
Обычно открытия делает зритель: видит совершенно обыденные вещи, которые встречал в этой жизни много-много раз видит, как будто впервые и замирает с широко открытыми удивленными глазами! Это чувство сродни влюбленности: можно ведь проходить мимо одного и того же человека, не замечая его. И вдруг в один прекрасный момент что-то тебе открывается. То же самое происходит, когда перед тобой произведение искусства: зритель делает открытие, а художники Художники общаются между собой. Мы, представители одного цеха, знаем друг друга достаточно хорошо.
Чем все-таки наша сибирская живопись отличается от творчества художников других регионов?
Региональные особенности бросаются в глаза, когда регионы представлены компактно, когда творческие корни обнажены, сплетены в единый организм. Ведь настоящая выставка это и в самом деле единый живой организм. А если говорить по-простому, новосибирское искусство более «левое».
Какую левизну имеете в виду?
Творческую свободу. Все, что «справа», оно как бы более устоявшееся, оформленное, определенное. Откройте учебник и увидите это «правое», представленное на страничках истории. Новосибирское искусство более свободно в своих поисках, в позах и жестах. Этим, наверное, оно немножко отличается от искусства других регионов, с более устойчивыми традициями.
Вы вернулись с очередного съезда художников. Каковы результаты поездки?
Все прошло очень спокойно, уравновешенно. В отличие, например, от съезда кинематографистов, который всем запомнился по выпускам новостей. У нас такой красивой телевизионной картинки не было к сожалению а может, к счастью На мой взгляд, к счастью. Были нормальные, рабочие взаимоотношения.
Самое главное заключается в том, что сменилось поколение художников. Сменилось естественным образом, без криков, без театральных жестов, без заламывания рук. Но поскольку мы находимся внутри процесса, оценивать последствия смены поколений сложно и преждевременно. Я просто констатирую факт: уходит поколение художников старших, приходят новые люди я бы не сказал, что это люди с совершенно другими мозгами, но немножко более продвинутые, адаптированные к нынешнему непростому состоянию общества.
Бытует мнение, что «продвинутость» коснулась прежде всего технологий: краски, кисти уходят в прошлое Так ли это?
Да, компьютерные технологии в нашу жизнь вторгаются, становятся незаменимыми. И все же никакие ультрасовременные приемы не помогут человеку, который не умеет видеть, который не способен влюбляться в это знакомое, тысячу раз увиденное. Художник создает произведения не с помощью компьютерных программ, карандашей, красок и прочих инструментов. Художник пишет своими ощущениями и кровью это и есть главная загадка мастерства.
Значит, Лев Толстой был не совсем прав, когда писал в «Анне Карениной», что если бы ребенку или кухарке открылось то, что видит мастер, то и они сумели бы изобразить то, что видят? Без всякой выучки, техники
В принципе, это взгляд писателя на изобразительное творчество. Хотя, конечно, нужно учитывать контекст, в котором прозвучала мысль Льва Николаевича. Могу сказать одно: и Малевич не создал бы свой квадрат, если бы не владел основами ремесла. Если вы посмотрите на ранние работы Кандинского, ни за что не поверите, что это Кандинский. Этот художник-экспериментатор развивался от очень традиционной живописи и в конце концов стал тем Кандинским, которого мы все хорошо знаем. Так что претензии на оригинальность еще не повод оставаться недообразованным. Примитивизм особое явление в искусстве, а мнение Владимира Ильича Ульянова о том, что каждая кухарка может управлять государством, в большей степени из области революционного бреда. Уверен, художественные школы, выставки все это значимо и необходимо.
Есть проекты по украшению нашего города граффити, репродукциями художников. Вам хотелось бы видеть работы, например, Леонардо да Винчи вместо рекламных щитов?
Проекты, конечно, интересные. Участвовать в них можно и нужно. Было бы желание! Ведь даже в самые «дефицитные» серые времена люди старались украшать стены домов: вспомните дорогостоящие мозаики, фрески 7080-х. Насколько я знаю, уже реализуется проект одного из столичных музеев по размещению в уличных лайт-боксах репродукций художественных произведений, чтобы вместо поднадоевших реклам горожане любовались шедеврами живописи.
Вспоминаются «Приключения Электроника». Там в конце фильма весь город сбегается на площадь послушать бой старинных часов, посмотреть движущиеся картины
Если честно, историю про Электроника я уже как-то немножко подзабыл. Но, по-моему, ГМИИ им. А. С. Пушкина предложил вполне реальный проект. Его суть в следующем: они изготавливают точнейшие полиграфические копии известных картин из своей коллекции, причем в натуральный размер, оформляют холсты в рамы, а затем репродукции вывешиваются на стенах обычных домов. Мне кажется, этот способ приблизить искусство к людям очень интересен.
Но ведь картины должны вписываться в окружающий пейзаж
Да не обязательно им во что-то вписываться! Они просто «выходят» навстречу прохожим. Идешь по улице мимо скучной серой стены, рекламных огней. И вдруг мгновение останавливается: появляется репродукция. Допустим, один из шедевров Пикассо Насколько я заметил, граждане совершенно спокойно реагировали на такие вещи. Возмутительных актов вандализма не происходило.
Репродукции как-то охранялись?
Кажется, нет. Хорошо бы разработать подобный проект и для нашего города. Новосибирские художники могли бы постараться ради такого дела. А Новосибирская картинная галерея могла бы приоткрыть запасники. И это вовсе не показной патриотизм: вот, мол, не надо нам ничего оттуда, из столицы, не надо третьяковских полотен Просто своего, местного, вообще никто не знает! Из коллекции, которая находится в хранилищах Новосибирского государственного художественного музея, можно составить основу композиции и украсить город. Мы, художники, это дело охотно поддержим.
А кто должен выйти с инициативой?
Да кто угодно. Хотя бы «Вечерка». Главное, чтобы проект был подхвачен, а не оставался на словах и на бумагах.