Новосибирские перевозчики, работающие на муниципальной маршрутной сети по договорам с мэрией города, совместно с Управлением пассажирских перевозок мэрии приняли решение обратиться в прокуратуру с просьбой принять меры по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков.
Нелегальные перевозчики не проходят обязательных ежедневных предрейсовых проверок техосмотра машин и медосмотра водителя, используют старые автобусы и маршрутки, регулярно нарушают правила дорожного движения, а главное не гарантируют пассажирам должного качества и безопасности перевозок. Кроме того, нелегалы отбирают «хлеб» у транспортников, работающих по договорам с мэрией.
Конкурентное преимущество нелегальных перевозчиков в том, что они не тратят денежных средств на закупку новой техники, предлагая пассажирам старые ПАЗики и «Газели«, работают только на оживленных маршрутах и только в часы пик, а также не возят льготников.
Директор МУП «ПАТП-5» Валерий Ильенко заявил, что ситуация близка к критической: «Вследствие экономического кризиса объем перевозок на городском транспорте упал на 14 процентов. В прошлом году автотранспортные предприятия потеряли более 100 автобусов большой вместимости их забрали лизинговые компании, с которыми частные перевозчики не смогли рассчитаться по кредитам«.
Пусть прокуратура проконтролирует, где они берут билетную продукцию, как платят налоги, в каких организациях их автобусы проходят техосмотр, а водители медицинское освидетельствование, предложил Валерий Ильенко.
Генеральный директор ООО «Новосибирскпрофстрой-1» Надежда Портнягина предупреждает, что такой нездоровой конкуренции легальные перевозчики долго не выдержат: «Мы заложили все, что у нас есть, купили большие автобусы. В том, что Новосибирску присвоили звание лучшего города России, есть отчасти и наша заслуга улицы нашего мегаполиса заполнены современным, комфортабельным пассажирским транспортом. Сегодня, по сравнению с нелегалами, мы неконкурентоспособны. Они могут снижать тарифы, так как не несут затраты на содержание технической базы и не перевозят льготников. А мы работаем себе в убыток».
Заместитель начальника УГИБДД УВД по НСО Денис Жданов подтвердил, что сейчас у ГИБДД практически нет реальных рычагов выявления и наказания незаконных перевозчиков. Ежесуточно 23 экипажа ДПС работают непосредственно по пассажирскому транспорту. Но, согласно действующим правовым нормам, инспектор ДПС может только проверить наличие у водителя автобуса лицензионной карточки и водительских прав соответствующей категории. Если лицензионная карточка есть, дальнейших претензий быть не может. За последний месяц лицензионные карточки были отозваны у четырех владельцев автобусов. Теперь эти автобусы нелегально работают на пригородных маршрутах.
По словам заместителя начальника ОГИБДД УВД по Новосибирску Михаила Толкачева, нелегальные перевозчики чаще других нарушают правила дорожного движения, в погоне за прибылью устраивают гонки на дорогах.
Начальник Сибирского управления государственного автодорожного надзора Василий Иванько уверен, что законодательные рычаги воздействия на нелегальных перевозчиков все же есть. Например, статья N 238 Уголовного кодекса «Предоставление услуг населению без учета требований безопасности». Наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок до четырех лет, а если вследствие нарушения правил безопасности страдают люди до 10 лет.
Прецедентов, когда в судебной практике применялась 238-я статья УК, в Новосибирске пока не было. Тем не менее за 2008 год 50 физических лиц были оштрафованы за несоблюдение правил пассажирских перевозок. Василий Федорович назвал около десяти актов, которые можно использовать в деле пресечения незаконной деятельности на рынке пассажирских перевозок.
Если будет поддержка прокуратуры, мы сможем навести порядок, уверен Василий Иванько.
Начальник управления пассажирских перевозок мэрии Валерий Новоселов привел статистику, согласно которой около восьми процентов всех перевозчиков, а это порядка 150 машин, работают на городских маршрутах нелегально. Добросовестные частные перевозчики на сегодняшний день имеют около 1800 единиц подвижного состава и осуществляют 45 процентов от общего объема всех наземных пассажирских перевозок.
Пассажирам ради их безопасности рекомендуют не садиться в сомнительные ПАЗики и «Газели». Уж лучше потратить несколько минут на ожидание легального автобуса и проехать по городу без риска для здоровья и жизни.