«Мы, дачники садоводческих обществ, расположенных на острове Кудряш, в поселках Ягодная, Черемушки, Новая Заря, Бибиха, Седова Заимка, выражаем нашу искреннюю благодарность экипажу теплохода «Москва-133», возглавляемому капитаном-механиком Захаровым Владимиром Федоровичем.
Владимир Федорович профессионал высокого класса, добрый, отзывчивый, скромный и справедливый человек.
Мы помним, в каком состоянии был теплоход «Москва-133« четыре года назад. Много пришлось потрудиться капитану, чтобы восстановить это судно. Сейчас теплоход не только смотрится лучше всех, но является для нас самым комфортабельным и надежным видом транспорта.
Хотим сказать всему экипажу большое спасибо. Здоровья, счастья и успехов в работе!»
Такое письмо за тридцатью подписями пришло в редакцию «Вечернего Новосибирска». В последние годы благодарственные письма явление довольно редкое. Если люди и пишут «в газету», то о том, как все плохо. А тут письмо о хорошем человеке, представителе тяжелой и сложной, но в то же время интересной и романтической профессии.
Корреспонденты газеты Екатерина Варгасова и Оксана Мамлина встретились с экипажем Владимира Захарова на борту теплохода. Речники как раз готовили судно к зимней стоянке.
Это моё
Владимир Захаров «на заре туманной юности» мучительным раздумьям по поводу того, кем быть, не предавался. Собрался стать железнодорожником, как родители. Окончил восемь классов, нацелился подавать документы в железнодорожный техникум. Случайно по радио услышал приглашение на день открытых дверей в ГПТУ-3 (речников).
Пришел, посмотрел и понял: вот это мое, вспоминает Владимир Федорович.
Через три года Захаров получил диплом рулевого-моториста и отправился проходить практику на сухогрузный теплоход СТ-216. Долго поработать не пришлось молодого человека призвали в армию. А после службы, что свойственно молодости, начались искания: стоит ли оставаться на флоте или попробовать себя в другой профессии.
Это вопрос для Владимира Захарова решился благодаря Николаю Федотовичу Васильеву капитану теплохода «Ракета», на который Захарова направили мотористом по возвращении из армии: «Он привил мне любовь к реке, к людям, и к профессии. Поработав с Николаем Федотовичем, я решил, что всю свою жизнь свяжу с пассажирским речным флотом».
Теплоходы они как люди
С тех пор Владимир Федорович водит различные речные суда на протяжении 28 лет. Менялись теплоходы, сам капитан тоже менялся. Неизменным осталось одно убеждение: «Теплоход он так же, как человек: каждый со своим характером. С ним чтобы сработаться, подход найти нужно. Вот, например, суда одной марки, одной модификации, а все равно есть разные нюансы вождения».
Больше всего времени Владимир Захаров отработал на теплоходах «ОМ» (озерно-морской). Речники ласково называют их «Омиками». Капитан Захаров на своем «Омике» доходил до Ханты-Мансийска на севере и до Камня-на-Оби на юге.
Работать тогда было сложнее: «Мы ходили с круизами. Причем, если сейчас по ночам мы не ходим, тогда правила судоходства существовали другие движение на реке было круглосуточным. На борту 200 человек туристов. Люди отдыхают. Соответственно, выпивают, веселятся. Были случаи, когда пассажиры с пьяных глаз за борт выпрыгивали. Ну, или нечаянно падали. Случалось это преимущественно ночью. По команде «человек за бортом» стопорили машину, спускали шлюпку, в темноте выискивали этого «пловца». Удержать в статическом состоянии многотонный теплоход очень трудно. Самая большая опасность, что судно, увлекаемое течением, «подомнет» под борт и человека в воде, и шлюпку. Другой риск теплоход, сошедший с курса, может столкнуться с другим теплоходом. Мы с командой, когда были не в рейсе, обязательно отрабатывали «учебную тревогу«, чтобы быть готовыми к таким ситуациям».
Тот, кто думает, что слово «море» по отношению к Обскому водохранилищу метафора, заблуждается. Весной и осенью здесь бывают шторма 67 баллов. Это когда волны перехлестывают через рубку «Омика». А «Омик» величиной с двухэтажный дом.
Владимир Захаров говорит, что любит шторма. Штормовая ситуация это та обстановка, которая позволяет почувствовать, чего ты стоишь как человек и как профессионал. Ну а для молодых речников это еще и адреналин.
Пассажиры, правда, реагируют по-разному. Кого-то охватывает страх, когда члены команды просят всех спуститься на нижнюю палубу и начинают задраивать все, что можно задраить. Кому-то становится дурно от укачивания. В такой обстановке задача экипажа не только грамотно вести судно, максимально избегая бортовой качки, представляющей опасность для корабля, но и предотвратить панику среди пассажиров, в случае необходимости оказать медицинскую помощь нуждающимся.
Опасный путь через туман
Несмотря на то, что, по убеждению Владимира Захарова, теплоходы они как люди, с людьми работать гораздо труднее: «Например, по утрам на реке часто бывает туман. Пассажирским судам в тумане ходить нельзя. Это запрещено правилами безопасности судоходства. Тем не менее, в соответствии с расписанием, теплоход подходит к причалу и принимает пассажиров. А потом мы ждем, когда туман рассеется. И вот находится какой-нибудь пассажир, который врывается в рубку, начинает скандалить: мол, плевал я на ваш туман, вот расписание, давайте, поехали! Что интересно: таких скандалистов, как правило, урезонивают другие пассажиры«.
У «Москвы-133» есть несколько десятков постоянных пассажиров, которые пользуются только этим теплоходом, знают в лицо и по именам членов команды. А члены команды считают своим долгом выполнять не только служебные обязанности, но помогать людям зайти на борт, втащить тяжелые сумки.
Владимир Захаров считает, что с молодыми ребятами, уже третий год работающими в его экипаже, ему повезло. Заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам ОАО «Новосибирский речной порт» Анатолий Емельяненков уверен, что это Захаров их такими сделал: «Молодежь сегодня в духовном плане обделена. Если раньше педагоги в учебном заведении отвечали не только за знания, но и за воспитание, то теперь ни школа, ни училище, ни, тем более, вуз никакого воспитания не дают. Кто вложит в головы и души молодых парней базовые жизненные ценности, нравственные ориентиры, если не старший товарищ, который пользуется уважением и авторитетом, обладает мощной харизмой лидера?«
Пример капитана побуждает молодых парней мотористов и матросов получать дополнительное образование, чтобы в дальнейшем тоже стать капитанами. Матросы Саша и Витя работают на «Москве-133» уже третью навигацию. При том, что, по словам Анатолия Емельяненкова, текучесть кадров большая, и многие новички не дорабатывают даже до конца навигации слишком трудно.
Тусклое ноябрьское солнце уже садилось в Обь где-то в районе Ханты-Мансийска, а капитан Захаров с командой еще оставались на судне: все сделать, ничего не забыть, чтобы теплоход благополучно перезимовал. Во время навигации речники работают сутками, без выходных. Днем на реке. Ночью уборка, техническое обслуживание. Ночуют на судне. Зато зимой три месяца отпуска. Кто-то наслаждается отдыхом, кто-то находит дополнительную работу. Владимир Федорович признается, что и зимой, в свободные от подработок дни, приходит к своей «Москве» посмотреть, все ли в порядке. А если по правде, просто скучает. Он даже автомобиль себе не покупает. Говорит, хватает «Москвы».
Конечно, хочется управлять каким-нибудь суперсовременным быстроходным и комфортабельным судном, делится Владимир Захаров своими мечтами. Российский речной флот, что греха таить, сильно отстает по техническому оснащению от западного. Это видим и мы, и пассажиры, которые хотят на отечественных судах получать сервис, соответствующий современному европейскому уровню. Но пока надо беречь то, что есть. Теплоходы, вообще-то, при хорошем обращении живут долго.
Анатолий Емельяненков высказывает на этот счет осторожный оптимизм: «Сейчас в нашей стране возрождаются судоверфи, есть новые проекты пассажирских судов. В ближайшие три-пять лет, как только выберемся из мирового кризиса, флот начнет развиваться».