«Юрьев день» не смог по количеству наград потягаться с фильмом «Изображая жертву», который подарил Серебреникову популярность и мировое признание. Но, пожалуй, история оперной примы, которая славе и богатству предпочла жизнь уборщицы в захолустном городе, вызвала у публики не меньше вопросов, чем экранизация спектакля о молодом подонке. И снова, как и тогда, большинство из них касались грани, которая лежит между правдой и жесткой карикатурой на нее.
Кирилл, в фильме показан Юрьев-Польский, вы не переборщили с демонстрацией неприглядности российской глубинки?
Если бы я хотел рассказать правду о провинции, я бы снял документальное, а не художественное кино. Фильм вовсе не об убогости маленьких городков, это кинематографическая притча, которая к реальности не имеет отношения. Юрьев-Польский это метафора, метафизическое пространство, внутреннее состояние героини, которая потеряла себя. Какой-то режиссерской задумки у меня не было, любой фильм это своего рода зеркало, которое ставится перед зрителем, и что он в нем увидит, про то и кино. Мы просто задали вопросы, возможна ли перемена участи, какова цена этого, где человек счастлив, как ему найти себя А ответы на эти вопросы мы не знаем, их каждый должен искать сам
Вы уже были в нашем городе?
В Новосибирск я приехал в первый раз. Решил наконец-то встретиться с новосибирскими зрителями и познакомиться с городом, в котором возник такой мощный очаг высокой культуры, где во всемирно известном оперном театре работает главным дирижером Теодор Курентзис. Он собой, своей личностью связал весь Сибирский регион и с Европой, и с Москвой.
С театром у вас прочные отношения, многообещающий роман с кино С телевидением тоже все в порядке?
Мне не нравится телевидение. Оно давно перестало быть смыслообразующим, дает только то, что требует большинство, массы, то есть стоящего в нем практически ничего не осталось А во-вторых, слишком много цензуры, поэтому я там не могу работать
Цензура в «Деталях»?
Несколько передач так и не вышли на экраны: в одной мы обсуждали русский язык, в другом российскую действительность. Мы не протестовали, не кричали, не предлагали методы борьбы, просто говорили о том, что есть Нельзя Еще не вышла новогодняя передача, в которой мы с художниками Сергеем Виноградовым и Владимиром Дубосарским пили водку и закусывали ее килькой. Нам сказали, что это пропаганда нездорового образа жизни, и положили выпуск на полку Видимо, вся страна в Новый год ест мюсли, а мы, три идиота, глушим водку Нет, я считаю, что наше телевидение лживое и продажное