В мэрии Новосибирска состоялась встреча представителей администрации нашего города с педагогом-новатором, психологом, руководителем Международного центра гуманной педагогики Шалвой Амонашвили. Его идеи изучаются в вузах, на авторских семинарах, в самых разных городах и странах мира, в том числе и в Новосибирске.
Заместитель мэра города Новосибирска Анатолий Корнилов отметил, что приезд Шалвы Амонашвили, несомненно, поспособствует внедрению новых технологий в области воспитания и образования технологий, проверенных на практике и принесших замечательные результаты.
Сегодня перед нами стоит важная задача: обеспечить интенсивное развитие всех сфер народного хозяйства, говорит Анатолий Корнилов. В век совершенствования технологий мы должны дать нашим детям возможность получать самое лучшее образование. Строительство технопарка, развитие Академгородка и высшей школы в целом все это помогает нам идти вперед, не останавливаясь на достигнутом. Мэр Новосибирска Владимир Городецкий держит вопрос об образовании на постоянном контроле: он бывает на всех крупных мероприятиях, ставит перед нами очень серьезные задачи. За последние годы мы уже выполнили ряд программ, касающихся материально-технической базы, а сегодня разработали новую, связанную с приведением в порядок фасадов школ и пришкольных территорий. Бюджет города сегодня свыше 30 миллиардов рублей, и более 8 миллиардов из этой суммы выделяется на развитие образования. Я убежден, что и в дальнейшем этой сфере будет уделяться большое внимание, но материальная сторона дела это еще не самое главное. Можно создать храмы, дворцы но нужно ведь позаботиться и о внутреннем содержании! Поэтому мы очень рады, когда к нам приезжают такие ученые, такие авторитетные люди, как Шалва Александрович.
Анатолий Корнилов отметил, что визит выдающегося педагога в наш город удачно совпал с празднованием Дня учителя: «Педагогика наука вечная. Она будет существовать до тех пор, пока существует человечество. А День учителя это праздник прекрасных людей, которые несут разумное, доброе, вечное нашим детям »
Шалва Амонашвили присоединился к поздравлениям городского руководства и пожелал новосибирским коллегам удачи в деле воспитания юного поколения. А затем дал эксклюзивное интервью корреспонденту газеты «Вечерний Новосибирск».
Шалва Александрович, не могли бы вы поделиться впечатлениями о нашем городе?
Я в свое время объехал множество сибирских городов, от Магадана до Тюмени. И все-таки Новосибирск стал особым городом в моей жизни не случайно я здесь уже в седьмой раз! Первый мой визит состоялся двадцать лет тому назад. Я встретился с коллегами преподавателями Новосибирского университета И, несмотря на то, что я никакой не политик и рассказывал в основном о педагогике, меня в то время избрали народным депутатом и членом Верховного Совета. Мои первые встречи с учителями-сибиряками оставили приятные воспоминания, я отметил искренность и доброжелательность этих людей.
Новосибирск ищущий город. И пусть не обижаются на меня другие города Тюмень (где я работаю), Владивосток, Благовещенск К Новосибирску у меня особая тяга. Я бы даже сказал, что существует такое своеобразное явление, как сибирская педагогика. На территории региона проживают многие народы, представители самых разных традиций, культур. Это симфоническое настроение, как магнит, притягивает гуманную педагогику. А в целом, сибиряки терпимо относятся и к гуманной педагогике, и к авторитарной педагогике, признавая, что обе школы имеют право на существование.
Раньше, когда я приезжал в сибирские города, учителя спрашивали: «Когда увеличится заработная плата? Когда государство обратит на нас внимание?» За последние годы вопросов о материальном положении мне уже не задают. Конечно, это не означает, что все проблемы решены, но свидетельствует о том, что государство уделяет сфере образования больше внимания, и остаточные принципы уходят в прошлое.
У вас, новосибирцев, можно поучиться многому. Я хотел бы получить как можно больше информации о работе новосибирских школ, об основных направлениях в образовании, в сфере которого вижу много новаторского, инновационного.
Вы участвуете в торжественной церемонии открытия Новосибирского дома учителя. Какое значение, по Вашему мнению, имеет это событие?
В жизни общества, народа, государства понятие «учитель» это самое высокое понятие. Умение уважать, любить, по достоинству ценить труд учителя свидетельствует о том, насколько народ благороден. Я рад, что в Новосибирске создан центр Дом учителя, призванный аккумулировать жизнь педагогов, стимулировать учительское творчество. Надеюсь, он будет отличаться новым обликом, наполнится новым содержанием. Его создание великое благо, которое отразится на наших детях.
Какие педагогические приемы для вас неприемлемы?
Я приемлю все системы, за исключением тех, которые несут насилие. Может быть, насилие еще как-то оправдывало себя в XVII, XVIII веках, в те времена, когда люди мало что знали о природе ребенка Однако сегодня наши познания (психологические, философские, физиологические) достаточно широки, и пользоваться насилием в школе, в системе образования это все равно что признаваться в невежестве. Методы подавления неприемлемы не только для меня, но и для таких выдающихся учителей, как Макаренко, Сухомлинский, Песталоцци, Пирогов. Мы должны идти по их стопам.
Есть мнение, что взрослый и ребенок два совершенно разных космоса, которым не дано понять друг друга. Эта «несовместимость» действительно заложена природой?
Взрослые и дети единое целое, палка о двух концах. Кто такие взрослые? Вчерашние дети, люди, которые чуть раньше пришли в этот мир Противопоставлять детей и взрослых друг другу нельзя! Однако могу повторить, что насилие ведет к охлаждению отношений между поколениями. Чем больше мы будем применять насильственные приемы воспитания, тем агрессивнее будут дети, ведь их природа бунтует, требует свободы. Безалаберность, авторитаризм педагогов укладывают над головами детей асфальт! А в благородной семье, благородной школе конфликтов всегда бывает гораздо меньше. Как говорил Сухомлинский, между взрослыми и детьми должна зародиться духовная общность, тогда и возникнет доверие. Так называемые «дети индиго», «дети света» они именно такие, они ждут нашего доверия.
Говорят, на землю приходит новое поколение «дети индиго». Вы с этим согласны?
У меня большая практика общения с детьми, и я могу сказать, что нынешнее поколение просто несопоставимо с поколениями предыдущих десятилетий. Мы провели ряд опытов в 50-х, 60-х, 70-х годах и увидели: все чаще рождаются люди, наделенные определенными особенностями. Эти люди принесли в нашу жизнь очень много нового. К примеру, благодаря им зародились нанотехнологии.
Дети нового века обладают большими интеллектуальными запросами, отличаются обостренным восприятием мира, а также некоторыми другими способностями, которые в нас дремлют или вовсе отсутствуют. Феномену, который называется «дети индиго», посвящены многие научные конференции, и закрывать на него глаза нельзя.
Я имел даже возможность общаться с группой детей, которые обладали многими знаниями, но не могли объяснить, откуда эти знания взялись. Что произойдет с такими детьми, когда они вырастут? Если мы с помощью силовых методов будем подводить их под уровень стандартов, они потеряют свои дары.
Верно ли, что «все дети гениальны»?
Это метафора. У каждого ребенка есть своя гениальность, своя миссия. Миссия может быть великой, а может быть незаметной для окружающих, но такой, без которой великое не могло бы состояться. Позволят нам нести нашу миссию хорошо, не позволят теряем счастье.
Большие споры вызывает сегодня внедрение госэкзаменов, тестовых форм обучения. Как вы относитесь к подобным экспериментам?
Знаете, в нашем образовании много ложных постулатов явлений, которые напоминают инородные тела в организме. Доверия к школе не хватает, поэтому понадобилась государственная статья для того, чтобы оценивать уровень знаний учащихся. Но когда-нибудь мы преодолеем эту детскую болезнь. Я думаю, тесты могут быть рекомендованы для использования учителями, но пока это дело будущего.
В системе образования трудятся в основном женщины. Это как-нибудь влияет на процесс и на результат обучения?
Мир нуждается в гармонии, а гармония состоит из двух начал: женского и мужского. В таком сложном организме, как школа, эти начала должны пребывать в состоянии равновесия. Дело даже не в количестве учителей-мужчин или учителей-женщин, а в каком-то особом внутреннем качестве Иногда ведь и женщина (директор школы, например) может выступать носительницей мужского начала! И все-таки хотелось бы, чтобы хотя бы треть преподавателей составляли мужчины, так как дети нуждаются в мужской опоре.
Сегодня появляется много специализированных школ, избирающих себе узкое направление деятельности. Это оправдано?
К преподаванию всегда нужно подходить избирательно. Если, например, в школе завелось много математиков, что стоит школе переориентироваться на этих детей? Искусственно насаждать математику, или экономику, или гуманитарные науки недопустимо. Даже у себя в классе, если я чувствую способности моего ученика, я могу выстроить личностный подход к нему. Естественность подхода к детям измеряется не наукой, а сердцем учителя. Уровнем его культуры, уровнем духовного развития.
Понятие духовности четвертое измерение сознания учителя. Я часто спрашиваю учителей: перед кем вы чувствуете ответственность за свой педагогический труд? Перед завучем или директором? Перед начальником или министром? Перед самим ребенком или перед его родителями? А может быть, перед Богом?.. Материальная база, компьютерная техника все это не решает многих важных проблем. За техникой должен стоять хороший учитель человек чести и совести. Тогда хорошие программы, хорошие школы будут хороши и полезны вдвойне.
Я думаю, Новосибирск способен выйти на самый высокий уровень в сфере образования. Потому что этот город имеет свой магнетизм. Потому что им руководят люди, поощряющие новаторство, творческий поиск
О чем это говорит? О заботе.