Айяяйки и фуфуйки это не читают

Загадочные стихи помогут детям осознать опыт проведенного рядом с природой времени, вспомнить подсмотренные ими сценки.

А сегодняшняя тема — детские загадки. Точнее, книжка новосибирского журналиста Николая Зайкова «Дачные загадки. Для детей 6–9 лет», которую к окончанию дачного сезона выпустило Сибирское университетское издательство. Загадки — древний и любимый не только детишками жанр. Вспомните, с каким удовольствием коварные сказочные злодеи пытают хитроумными загадками добрых героев, и как эти герои вовремя проявляют спасительную смекалку. Книжка вышла в серии «Умные вопросы« и рассчитана прежде всего на детей, отдохнувших летом на дачах, у родственников в деревне или побывавших в туристических походах. Летние впечатления нуждаются в воспоминаниях. Загадочные стихи помогут детям осознать опыт проведенного рядом с природой времени, вспомнить подсмотренные ими сценки.

Вот собака облизывает щенка: На ногах стою нетвёрдо И качаюсь, хвост задрав. Облизала мама морду И ругается: «Гав-гав! Будь, сыночек мой, прилежней И отважнее в бою». А я добрый, а я нежный, Я кусаться не люблю!

Даже совсем маленький читатель поймёт, что речь идёт о щенке. Но ему, возвратившемуся в Новосибирск, следует догадаться и о том, что герой загадки — не городской щенок, который, собственно, и не имеет «природных врагов» — в редкой квартире одновременно держат собак и кошек. А уж петухов или гусей, свиней или бычков в городских квартирах точно нет. Но он может вспомнить сельский двор, который видел летом: у каждого его жителя есть свои «квадратные метры», которые тот должен уметь защищать. Гусь шипит и вытягивает шею, коза угрожает рогами, свинья рылом спихивает с пути, а петух истошно кричит и суетится… Тяжело придется малышу-щенку, если он окажется чересчур «добрым и нежным». Вот мама и учит его жизни.

Городской ребенок наслышан о лесных животных, но видит их редко — разве что в зоопарке. Но в нашем чудесном зоологическом саду, попадая туда пару раз в год с папой или мамой, малыш, конечно же, в первую очередь восхищается мощью медведя, грацией тигра, артистичностью обезьян, и ему (как и взрослым) уже недостает эмоциональных сил на любование истинно детскими животными — ёжиком, зайцем, лисой или той же черепахой. Как правило, уже спустя час после активного общения с миром зверей ребенок настолько истощает свою нервную систему положительными чувствами, что родители дают ему передышку — кто в виде мороженого, кто в виде подзатыльника. А летом на дачах и в деревнях многие ребятишки имеют возможность подкармливать тех же ёжиков, возиться с черепахами, иногда и с кроликами. А уж лягушек, ящериц, гусениц таскает каждый. Воображение шестилетнего человечка как бы вспухает на природе: ему мнится даже то, чего нет. А то, что видел воочию, запоминает на всю жизнь. Вот он читает загадочные стишки:

У зелёной ёлочки Наряд ужасно колок - Острые иголочки, Тысячи иголок. Я гляжу с завалинки: Выполз из-под ёлки Кто-то круглый, маленький, Но такой же колкий. Дед! Не вру нисколечко, Не был я спросонок: Родился у ёлочки Глазастенький елёнок.

Конечно, в вечерней тишине именно из-под зеленой ёлочки выползал на даче ёжик. Ребёнок с лёту угадывает, радуясь правде, истинности своего восприятия.

Животные в книжке Николая Зайкова наделены не только сказочной узнаваемостью, но и нежными, почти человеческими чувствами. Вот тот же ёжик оказывается на ромашковой поляне, среди цветов, на которых обычно влюблённые девочки и мальчики гадают, отрывая лепестки. Ромашек много, и зверёк по-детски торжествует:

«Вот теперь наверняка Угадаю, — молвил тихо, - Влюблена в меня ежиха Или в злого барсука!»

Напрасно взрослые думают, что любовь — это нечто для детей запретное. Они ведь с первых дней только и слышат: любимый мой, как я тебя люблю, любовь моя.

Конечно, в книге много загадок о простых вещах. Морковка. О ней, казалось бы, есть загадка на все времена: красная девица спряталась в темнице, зелёная коса наружу. Но автор сравнивает морковку с сосулькой, что, может быть, тоже не ново, но ведь летом осваивающий мир малыш иногда с грустью и недоверием вспоминает ледяную зиму и солнечную весну. Это нам, взрослым, смена времен года приелась донельзя, а мальчики и девочки ещё сомневаются, наступит ли новая зима, или лето останется навсегда. И вот им читают загадку:

Внутри зелёных грядок Растёт красным-красна И радует ребяток И зайчиков она. Весной под каждой крышей, Прозрачна и остра, Дразня плохих мальчишек, Растёт её сестра.

Загадочные стишки дают возможность поговорить с ребенком и о секретах русского языка. Вот, например, как автор описывает дождь, используя омонимы (одинаково звучащие, но разные по значению слова):

Бежит косой, Хоть он не заяц, И воздух режет, Как коса, И, в косы длинные Сплетаясь, С землей сшивает Небеса.

Любая детская книжка от имени мира взрослых исполняет воспитательную функцию. Мало поощрить человечка в его неустанном познании вселенной, надо и обозначить некоторые нравственные ориентиры на понятном ребёнку «автономном» языке.

Пенье птиц и шелест струек, Игры старые в индейцев Не волнуют тех фуфуек, Этих самых эхехейцев. Не люблю я айяяек, Не люблю я ойёёков - Начинающих лентяек, Непытливых лежебоков. Книжки умные читай-ка, Думай весело и бойко, И не станешь айяяйкой, И не будешь оххохойкой.

Отдельная глава — стихотворная сказочка «Страна Арбузия», в которой дети получают небольшой словообразовательный урок. Не углубляясь в лингвистические дебри, автор просто показывает, как много новых и разных значений можно почувствовать в сладком слове «арбуз». Найдут здесь для себя нечто любопытное и взрослые. Вот, например, как выглядит в сказке король Арбузон Ноль Ноль Десятый:

Арбузон, смеясь щекасто, С наслажденьем ест арбузы, А в другое время часто Попадает он в конфузы. То вдруг свалится в канавы, Проломивши мостик с треском, То для собственной забавы Дирижирует оркестром. Он большой любитель ложек Деревянных, но не кушать: Бьёт по лысинам прохожих, Чтобы звон голов послушать. Но король — незлобный малый, Ненавидит тюрьмы, плети. Случай просто небывалый За четыреста столетий.

«Дачные загадки» будут полезны не только родителям, но и учителям — их можно использовать во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, а также в детских дошкольных учреждениях. В общем, спасибо автору и ЗАО «Сибирское университетское издательство».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент