Платье голого короля

Официально объявлено, что число жителей Новосибирской области, живущих за чертой бедности, составляет 60 процентов. ...Но можно с уверенностью утверждать - реальное количество нуждающихся значительно больше объявленной цифры.Многим новосибирцам без помощи государства просто-напросто не выжить... Спрашивается, что делать, если нельзя помочь сразу всем?..
Фото «Итоги»

 Официально объявлено, что число жителей Новосибирской области, живущих за чертой бедности, составляет 60 процентов. Однако на данные статистики влияет множество факторов, и это влияние чаще всего направлено на сглаживание и приукрашивание неприглядной информации, так что можно с уверенностью утверждать - реальное количество нуждающихся значительно больше объявленной цифры.

Многим новосибирцам без помощи государства просто-напросто не выжить. Уже сегодня рядом с нами живут семьи, которым буквально хлеба не на что купить. Вдумайтесь, какой страшный выбор стоит перед матерью, когда она оказывается перед дилеммой: приобрести больному ребенку лекарство или досыта накормить его!

Малообеспеченным людям нужна поддержка, с этим никто не спорит. Но социальная политика как во всей стране, так и в Новосибирской области строится таким образом, что различные выплаты осуществляются во многих случаях всем подряд: и бедным, и богатым, и тем, кто не сможет прожить без поддержки государства, и тем, кому эта поддержка по большому счету не нужна. И это при том, что огромное количество инвалидов не имеют возможности приобрести протезы, у одиноких пенсионеров нет возможности купить лекарство, а дети-инвалиды вообще забыты местными властями. За примерами далеко ходить не надо: согласно федеральному законодательству для северян предусмотрено 14 различных льгот, для жертв репрессий - 33, для милиционеров - аж 45, даже бомжи не остались обойденными - законодательством им гарантировано 16 видов льгот. Правда, многие льготы существуют только на бумаге, ни для кого не секрет, что множество гарантий, установленных законами, на практике не действуют.

Дать народу все, что гарантировано законами, власти не могут. Нет средств.

Спрашивается, что делать, если нельзя помочь сразу всем? Ответ напрашивается вроде бы простой: социальную поддержку необходимо оказывать адресно и только тем, кому это действительно необходимо и кто сам не в состоянии обеспечить себе мало-мальски сносную жизнь. Естественно, властям неприятно признаваться в финансовой несостоятельности, но лучше все-таки честно сказать, на что у нас сейчас хватит сил и средств и кого в первую очередь будет поддерживать государство. В противном случае мы так и останемся в платье голого короля, вокруг которого суетятся депутаты всех уровней, поправляя фалды мифических льгот и гарантий.

Именно поэтому я вынес на обсуждение областного Совета депутатов ряд предложений по изменению подходов к формированию социальной политики Новосибирской области. Суть предложений проста: переход от бесплодных потуг материальной поддержки всех жителей к адресной помощи реально малообеспеченным людям с одновременной централизацией всех финансовых и организационных ресурсов в одном «кулаке». По большинству предложений у меня нет практически никаких сомнений. Однако есть и не бесспорные моменты. Для меня очень важно узнать мнение жителей города хотя бы по некоторым из них.

Ежегодно областной бюджет компенсирует убытки «Сибирьгазсервиса» за поставку природного и сжиженного газа и «Топливной корпорации» за поставку угля. Только в 2001 году на эти цели будет израсходовано 267 млн рублей. Давайте разберемся, из чего складывается эта сумма?

Дело в том, что жители области, покупая газ в «Сибирьгазсервисе» или уголь в «Топливной корпорации», оплачивают только часть их стоимости. Так, на начало 2001 года постановлением губернатора цена газа и угля для населения установлена в размере 70 процентов от их реальной стоимости, оставшиеся 30 процентов покрываются из кармана областного бюджета. Причем область производит эту доплату без разбора за всех - и за пенсионеров - хозяев скромных лачуг, и за крутых бизнесменов - владельцев фешенебельных коттеджей. Помимо этого в области есть большая категория льготников, за которых бюджет оплачивает 30%, 50% и даже 100% от установленной стоимости газа и угля.

Мне кажется, было бы возможным установить цену на газ и уголь в размере 100 процентов от их стоимости. При этом малообеспеченные люди, нуждающиеся в социальной защите, должны получать адресные субсидии - пусть для них газ и уголь будут стоить, например, 70%, 50%, 30% или вообще ничего. Ну, а для богатых цена одна - сто процентов. Сэкономленные таким образом средства усилят социальные программы.

На первый взгляд, все логично и просто. Но здесь очень важно установить, кто и на сколько должен платить меньше. Каким образом определить истинные критерии такой оценки, чтобы за бортом социальной политики не остались нуждающиеся люди и чтобы их число не возросло? Как избежать попрания человеческого достоинства, чтобы жителям в очередной раз не пришлось в унизительных очередях доказывать собственную бедность? Но кто, кроме самих новосибирцев, поможет найти ответы на эти вопросы?!

Дорогие новосибирцы! Поймите, при решении вопросов, касающихся социальных льгот и гарантий, депутатам как никогда важны ваши советы, предложения, мысли. Надеюсь, что среди читателей «Вечернего Новосибирска» найдутся те, кого заинтересовала «угольно-газовая» проблема. Давайте искать ответы сообща. Я жду ваших писем по адресу 630015, г.Новосибирск, ул. Индустриальная, 12.

Николай МОЧАЛИН
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент