То, каким станет для первоклассника День знаний, да и последующие дни учебы, во многом зависит от состояния его здоровья.
Сначала розы, потом шипы
Какой бы ни была погода 1 сентября, все равно у большинства «заинтересованных лиц» настроение самое солнечное. Школьный двор похож на цветник: букеты гладиолусов и роз почти скрывают маленьких первоклашек. Но если торжественная процедура и речи директора, педагогов, родителей затягиваются, то никнут не только цветы, но и некоторые дети. Будущие ученики начинают канючить: «Мам, я устал, ноги болят», «Спина отваливается, пошли домой » Самое интересное, что они не придумывают, им действительно тяжела даже такая нагрузка. Многие педиатры утверждают, что в 67 лет (порой и раньше) у ребят могут начаться самые разные проблемы со здоровьем. И такие «шипы» недугов чаще всего колют в экстремальных ситуациях. А по мнению психологов, первый раз в первый класс это колоссальный стресс для ребенка. Вокруг все новое, чужое, порой пугающее Вот и дают о себе знать слабые места в организме.
Согласно информации, приведенной в одном сибирском медицинском издании, с начала 90-х годов прошлого века наблюдается выраженная тенденция к ухудшению здоровья детей. Растет число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Причем, в разы! Прежде всего это относится к патологии опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, к болезням почек. Все больше становится школьников, имеющих несколько диагнозов. В среднем на ребенка 78 лет приходится два диагноза, 1011 лет три, 1617 четыре. Если не учитывать их состояние, то со временем может пострадать и психологическое самочувствие. Этот факт подтвержден данными Института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходят 20 процентов первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья. А к концу первого класса их число увеличивается до 6070 процентов. Наиболее распространенные диагнозы: состояние повышенной тревожности и неврозы.
«Ствол» растёт и вкривь, и вкось
Посмотрите, как сидят за столом ребятишки. Один скособочился, другой грудью лег на тетрадку, третий подпер голову рукой. Между тем в школьных классах, дома за приготовлением задания, они проводят долгие часы! Не случайно одной из самых распространенных патологий считаются нарушения опорно-двигательного аппарата. «Ровных позвоночников не осталось», говорят врачи. Иногда позвоночник сравнивают со стволом дерева, ведь на нем у нас все держится. Нетрудно представить, каким он будет у ребят, которые пишут в тетради, положив ногу на ногу или сидя на поджатой ноге.
Еще один лидер детских недугов ослабление зрения. Следующие нестабильность шейных позвонков, повышенное внутричерепное давление (последствия родовых травм). Кстати, это данные исследований Новосибирского института повышения квалификации работников образования, так что информация наша, местная.
А вот наблюдения специалиста, сделанные в отдельно взятом медицинском учреждении. По словам заместителя главного врача Новосибирской детской городской поликлиники N 1 Юлии Захаркиной, накануне 1 сентября медики по традиции проверяют здоровье будущих учащихся. Это немалый объем работы. В этом году в городских школах планируется набрать около 13 тысяч первоклассников, и каждый должен пройти медицинский контроль. А в детской поликлинике N 1, как сказала Юлия Николаевна, будут осмотрены где-то 800 шести-семилеток.
Для этой цели создана комиссия из разных врачей, в ее составе: окулист, ортопед, хирург, невролог, гинеколог, педиатр. Если есть показания, ребенка смотрят и другие специалисты. Медики дают оценку состояния здоровья и развития каждого маленького пациента, определяют, к какой группе он относится: к первой (практически здоров), ко второй (имеет функциональные нарушения), к третьей (есть хронические заболевания).
И вот какое заключение сделали врачи в этом году здоровье будущих первоклассников несколько ухудшилось. Как уточнила Юлия Захаркина, более многочисленной стала вторая группа детей с функциональными нарушениями. Чаще всего встречаются патологии костно-мышечной системы, прежде всего, это плоскостопие, нарушение осанки (которое к 78 классу может привести к сколиозу). Нередки также заболевания носоглотки, проблемы с внутренними органами, аллергические реакции (часто вызванные бесконтрольным приемом антибиотиков). За годы учебы, заметила врач, ситуация обычно усложняется.
Перегрузки приводят к болезням
Согласно медицинской статистике, во время обучения в школе число детей с близорукостью в среднем увеличивается в пять раз (обычно к 45 классу), с заболеваниями нервной системы в два раза, как и с нарушениями обмена веществ, органов пищеварения.
При этом настоящей зоной риска для здоровья являются так называемые школы нового типа лицеи, гимназии с повышенной нагрузкой. Программы этих школ должны быть сертифицированы с санитарно-гигиенической точки зрения. Но проводится ли такая экспертиза? Результат: уже к концу первого года обучения в таких учреждениях образования с повышенной нагрузкой число заболеваний гипертонией у детей возрастает в два раза, на 90 процентов растет общее количество изменений артериального давления, невротизация учащихся возрастает на 55 процентов. Интенсивные нагрузки опаснее всего для ребят с болезнями нервной системы. А это не такая уж малочисленная группа. Например, патологии нервной системы выявлены у 15,9 тысячи на каждые 100 тысяч младшеклассников. Болезни зрения у современных школьников тоже не редкость. А ведь многие гимназии и лицеи вводят компьютерные занятия уже с первого класс.
По мнению доктора Захаркиной, к ухудшению здоровья детей нередко приводит невнимание родителей, они порой просто не придают значения каким-то недомоганиям своих младших. А недуг постепенно развивается и справиться с ним становится все труднее.
Кроме того, ухудшают самочувствие гиподинамия и неправильное питание. Не секрет, что сегодня даже маленькие дети подолгу просиживают у телевизора, компьютера и часто едят всухомятку бутерброды, чипсы, шоколадки. А если пьют, то вредную колу или другую сладкую газировку. В этом плане современная школа способна им помочь, ведь в последнее время государство стало больше заботиться об организации качественного питания учащихся, об их физическом развитии.
Юлия Николаевна напомнила, что сейчас во многих учреждениях образования есть бассейны. В частности, в их подведомственных школах: N 59, 74, 120, в 9-й гимназии, в других. И практически все учащиеся в определенные дни могут там поплавать на уроках физкультуры. А это лучший вид спорта при проблемах с позвоночником, хорошее средство закалки! На других физзанятиях дети развивают силу, ловкость, гибкость. Причем учитель следит, чтобы каждый ребенок получал нагрузку соответственно его физическому состоянию.
По убеждению врача, очень многое зависит и от родителей. Если они действительно хотят видеть свое чадо здоровым, то должны найти время и желание, чтобы обеспечить ребенка полноценным питанием с достаточным количеством белка (постное мясо, яйцо, творог) и свести до минимума сладкое (сахар можно заменить медом). Домашняя физическая нагрузка тоже важна. Родителям надо больше гулять с детьми, смотреть, чтобы они не стояли столбом, а гоняли футбол, зимой катались на лыжах, коньках, санках. Подвижный образ жизни поможет ребятишкам окрепнуть, улучшить физическую форму и, соответственно, более успешно справляться со школьными нагрузками. Доктор подчеркнула: с посильными нагрузками, а не чрезмерными.