«Сделайте нам душевно!»
Так называемые «большие» телеканалы Первый, «Россия» потому и считаются большими, что приковывают к себе внимание громадной телеаудитории. Между двумя гигантами идёт постоянная битва, а поле этой битвы умы и сердца зрителей. В качестве главного «оружия» используются старые испытанные приманки: концерты поп-звёзд, всевозможные юмористические капустники и, конечно, мелодрамы.
Обращение режиссеров к одному из вечных жанров, наверное, следует горячо приветствовать: ведь мелодрама как зеркало, отражает весь спектр людских эмоций, обыгрывает ситуации из нашей с вами частной жизни. Главный герой, который в ней «звучит» это человек, с его мыслями, поступками, душевными порывами. Создать хорошее кино в жанре мелодрамы может лишь очень наблюдательный, проницательный художник, который сумеет рассказать о внутреннем мире героев, не опускаясь до пошлости и не «воспаряя» в заумь.
А еще ценность мелодрамы заключается в том, что она представляет собой «оппозицию действительности» в отличие, скажем, от реалити-шоу, которые строятся чаще всего по принципу подглядывания в замочную скважину и только по недоразумению могут считаться «школой чувств». В мелодраме есть место всему: и режиссерской фантазии, и бытовым деталям, и экзотике, придающей действу пикантный вкус
В отличие от латиноамериканского «мыла», для российских мелодрам характерно обращение к актуальным, даже шокирующим темам, которые захватывают, увлекают, держат в напряжении. Порой в сериальном сюжете брезжит правда жизни, пусть даже слегка замыленная спецификой жанра. Может, это русская натура, воспитанная на классиках, берет свое требует не просто зрелища, но пищи для размышлений. А может, жизнь у нас такая «веселая» то одну, то другую нешуточную проблему подкинет
Билет в гарем, или «Кудрявая, что ж ты не рада?»
Недавно на телеканале «Россия» вновь был показан восьмисерийный фильм Вадима Соколовского «Билет в гарем» нечто среднее между мелодрамой и боевиком. История многострадальной девушки Маши, вызвавшая очередную волну откликов в Интернете.
Внешность Маши (вернее, актрисы Анны Горшковой, блеснувшей в фильмах «Две судьбы», «Бедная Настя») очень колоритная, очень русская. Как выразился кто-то из телезрителей, «модель и лицо России». Смотришь на нее, и вспоминаются сказки дедушки Роу с его Марьями Искусницами, Василисами Премудрыми. Правда, мимика актрисы показалась весьма сдержанной. Как досадовали поклонники сериала, «светлый образ Маши эмоциями не блистал», поэтому чисто мелодраматические эпизоды вытягивали в основном Машины товарки по несчастью (персонажи Ольги Карпович, Ксении Буравской).
Тема, которая в фильме затрагивается, по-настоящему больная и серьезная: работорговля на новый лад. Взгляд на человека как на вещь, который может быть даже вполне по-софистски четко обоснован.
В качестве рабовладельцев XXI века могут выступать не только какие-нибудь заморские шейхи, но и наши предприимчивые россияне (по отношению к мигрантам, например). Или, допустим, возникает такая ситуация: мечтает человек о «забугорном рае», отправляется на заработки, либо в туристический круиз, и вот оказывается в незнакомой стране «со своими дурацкими правилами, которых нам не понять» (цитата из фильма Т. Р.).
«Билет в гарем» зрелище во многих отношениях очень даже неглупое, актуальное, динамичное. Чего стоит фраза о том, что «капризы временны, а воля Всевышнего неотвратима» фраза, оправдывающая все и вся. Или провокационный вопрос, адресованный будущей наложнице: а в чем оно заключается, женское счастье? разве не в том, чтобы «принадлежать сильному мужчине»? (Попробуйте-ка, возразите в двух словах!)
Главная беда заключается в том, что чем ближе действо продвигается к финалу, тем оно все верней скатывается к зрелищной сказке. Если в первых сериях зритель еще находит то, над чем можно поломать голову, о чем стоит обменяться впечатлениями, ближе к концу обороты сюжета делаются все «чудесатей и чудестраньше»: вспомните хотя бы перестрелку в горах, которая закончилась лихим разгромом боевиков
Этому фильму цены бы не было, сумей режиссер не только затронуть «зубастую» проблему, а намекнуть: как все-таки действовать, если (не дай Бог, конечно!) угораздит столкнуться с подобной ситуацией в жизни? Можно ли будет хоть что-то предпринять, придумать? Ведь если не отыщется самоотверженной подружки и кристально честного следователя, готового ради вас на подвиг, ваша песенка спета.
Суррогатная мама тоже человек
Суррогатное материнство не так уж часто становится темой фильма в этом отношении выделяется разве что сериал «Родные люди», который идет на все том же канале «Россия». Поэтому поглядеть киноповесть Валерия Ахадова «Суррогатная мать», в очередной раз показанную по TВ, было очень даже любопытно.
Наташа (Екатерина Вуличенко), простодушная девушка из глубинки, решается выносить ребенка по договору с супружеской парой бездетных американцев. Идет на жертву ради любимого порыв настоящей русской женщины, всегда готовой выручить из беды, вытащить из «горящей избы»! (Этой героической готовностью, как правило, нещадно пользуются менее героические «ближние».) Предчувствуешь конфликт, потому что понимаешь: такая девушка точно не отдаст своего ребенка запросто в чужие руки А впрочем, своего ли ребенка-то? И что значит «в чужие руки»? Кто свой, кто чужой в ситуации, когда у новорожденной малышки вдруг оказываются аж две мамы и аж два папы? Ситуация до того абсурдна, что невольно в нее веришь: в жизни ведь вообще предостаточно абсурда и фальши!
В принципе, душераздирающие проблемы «Суррогатной мамы», да и «Родных людей», не слишком-то правдоподобны: если бы женщина, выносив чужого малыша, вдруг надумала оставить его себе (а в реальной жизни сур-мамы исключительно редко принимают такое решение), закон был бы на ее стороне. И никакие подписанные договоры не могли бы «переубедить» Семейный кодекс. Другое дело, что суррогатное материнство обременено целым букетом проблем морально-нравственного характера, и вот тут-то режиссеру предоставлялся простор для размышлений. О том, например, кто с большим правом может претендовать на материнство? Та, которая одолжила генетический материал и вознамерилась принять на себя все тяготы воспитания новорожденной детки? Или же та, которая соприкоснулась с младенцем с самой первой секунды зачатия?
Обидно, что создатели «Суррогатной матери» так и не довели до зрителя никакой принципиальной мысли. Чем дальше развивался сюжет, тем все больше напоминал небылицу: тут и всесильный американский дедушка, и героически раскаявшийся злодей-обольститель Похищение младенца, путаница с генами Что оставалось делать зрителю? Задавать поменьше вопросов и наблюдать за сменой картинок. «Суррогатная мать-2» оказалась чем-то промежуточным между залихватским экшном и традиционной слезовыжималкой.
Откуда такие красивые берутся? Из Хацапетовки, конечно!
«Доярка из Хацапетовки» фильм не новый, зато очень симптоматичный. Приключения провинциалки, мечтающей стать шеф-поваром и покорить Первопрестольную, в свое время прямо-таки сразили меня надрывающим душу, махровым наивом. Вообще, складывается впечатление, что столичные режиссеры безумно очарованы героинями-провинциалками. (Судя по киносюжетам, не перевелись еще на Руси простые девушки, не испорченные городскими соблазнами именно таких красавиц режиссеры и сценаристы особенно охотно пускают на «мыло» )
Отталкиваясь от московских похождений деревенской простушки (Евгения Осипова), режиссер Анна Гресь могла бы изобрести уйму уморительных ситуаций если бы не попыталась рассказать басню о том, как белобрысое «чудище» в одночасье превращается в принцессу. Между прочим, тема преображения «из грязи в князи» уже звучала в кинематографе не раз для сравнения можно вспомнить хотя бы «Мою прекрасную леди» с Одри Хепберн
Насколько человек способен переиграть привычный образ? Переписать судьбу с чистого листа? Изменить себя, не изменив себе, приспособиться к новому ареалу обитания? Процесс, конечно, очень хитрый, и вершится он не в одночасье. Ну не превратится замарашка в фею, поменяв прическу и переодевшись в бутике! Не «поведется» юный циник на девичий дневник. Просто зрителю была преподнесена очередная «красивая» сказка о том, как богатые плачут от умиления и с восторгом женятся на доярках Хотя мы-то с вами должны понимать: «Москва слезам не верит» этим всё сказано.
В «мыле» правды нет?..
Впечатление от просмотра «женского» кино, гуляющего с утра до ночи на «большом» TВ, в принципе, можно свести к парочке восклицаний: «ух ты!» (мол, «ничего себе закрутили!») и «эх, вы, господа!» (в смысле «всё как всегда, сказка она сказка и есть»). Большинство кинопроизводителей на сегодняшний день придерживается шаблонной схемы, разработанной в течение последних нескольких лет: «цепляющая» завязка, зрелищная небылица, брызги шампанского в финале. Эта схематичность отнимает главное: убедительность, задушевные нотки, которые зовут довериться даже самым невероятным, самым экзотическим сюжетам.