Дороги, освещение улиц, озеленение эти и другие вопросы, определяющие жизнь и внешний вид мегаполиса, интересовали новосибирцев, воспользовавшихся «горячей линией»
Этот диалог с новосибирцами прошел в Главном управлении благоустройства и озеленения мэрии. Сотрудники ГУБО внимательно выслушивали каждого, давали объяснения и, если требовалось, записывали номера телефонов, чтобы позже разобраться с проблемой, волнующей какого-то нашего земляка.
Да будет свет
Что касается света, то обитателей мегаполиса интересует, почему в том или ином месте отсутствуют или не горят фонари. Хотя, по словам главного инженера «Горсвета» Лилии Соловьевой, попадаются и прямо противоположные друг другу мнения насчет того, в каком режиме следует «светить» на городских улицах. Одним, например, не нравится, что фонари отключаются слишком рано, другим, напротив, они мешают спать, светят в окна, и тогда звучат просьбы «гасить пораньше».
Если же говорить о «темных улицах», на данный момент это в основном новые жилмассивы и пока не полностью освещенный частный сектор. Проблемой являются и бывшие ведомственные сети, брошенные предприятиями в годы перестройки. Муниципалитет постепенно принимает их на баланс и восстанавливает, хотя право собственности оформить непросто. Нужно сначала выкупить все это у бывших владельцев, составить проект электроснабжения, заключить договор с энергетиками. Разумеется, все это требует и времени, и материальных затрат, поскольку речь идет, в общей сложности, примерно о двух тысячах таких светильников.
Но дело движется, и достаточно быстро. Приняты на баланс и полностью восстановлены сети УЖХ-2 на Западном: улицы Забалуева, Колхидская, Бийская. А ведь когда-то здесь было темно. Много принято мэрией и сетей, некогда принадлежавших НЗХК. Восстанавливаются улицы Даргомыжского, Кисловодская, Северная, часть улицы Залесского и другие. Большой объем работ сделан на Первомайке.
Замена светильников связана также с приходом новых технологий. Еще советских времен оборудование, с совсем низкой отражательной способностью, оно даже с новыми лампами дает не слишком много света. В последние годы на смену таким ртутным светильникам приходят натриевые, у которых 250-ваттная лампа по эффективности светового потока равна 400-ваттной лампе, поставленной в старый фонарь.
Помимо экономии электричества, современные светильники имеют мощную систему защиты от вредного воздействия осадков и других климатических сюрпризов. Закрытые герметично, они сохраняют свои отражатели на долгий срок. Но при этом сами также не влияют вредно на окружающую среду. Ртуть, использовавшаяся у «старого поколения» фонарей, довольно-таки неэкологичный элемент, требующий, помимо всего прочего, добавочных затрат на утилизацию.
На смену пробкам придут развязки
Судя по звонкам в ГУБО, внутриквартальные дороги волнуют новосибирцев несколько больше, чем магистрали. Такой вывод сделал для себя начальник муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожного строительства« Юрий Алексеевский. В частности, интересовало его собеседников состояние дорог частного сектора или даже их отсутствие, если речь идет о Чукотских переулках. Строительство дороги там будет выполнено, проект уже есть.
К юбилею города собираются завершить ремонтные работы и на основных магистралях, на Красном проспекте и проспекте Дзержинского. А также на участке проспекта Димитрова, включающем тоннель. Аварийную часть, где ранее скапливалась под мостом вода, уже реконструировали.
Достаточно активно при реконструкции транспортных артерий применяются и такие технологии, как «Сларри-Сил». Их задействовали на Октябрьской и на Вокзальной магистралях. Сделаны с их помощью также Ипподромская и Нарымская. Хотя на центральных улицах ремонтникам немалую проблему создают припаркованные машины, мешающие работать.
Еще одна проблема, из-за которой иногда приходится откладывать реконструкцию полотна, ремонт теплотрасс, водопроводов и иных подземных коммуникаций, которых так много под Новосибирском. Так произошло, например, с улицей Немировича-Данченко, где из-за масштабной замены труб пришлось на год отодвинуть дорожные работы.
Зато началась борьба с пробками с помощью строительства новых объектов, таких как 400-метровая эстакада с транспортной двухуровневой развязкой на Южной площади (на очереди аналогичная развязка на Максима Горького). Продолжается и возведение эстакады на Кирова, которая будет в конце концов выводить на Ключ-Камышенское плато. Высота опор там составляет около 30 метров, и когда реконструкция улицы закончится, это позволит разгрузить забитую сейчас транспортом Большевистскую.
Юрий Алексеевский упомянул также работы на Бердском шоссе, где будет 9 пешеходных мостов, один из них вантовый станет подлинным украшением города. Сейчас обсуждается идея построить еще один такой же на дамбе Димитровского моста.
Что касается капремонта всех «транспортных артерий», на него потратят примерно 600 миллионов и затронет он 73 улицы.
Пускай наш город зеленеет
В этом году к 115-му дню рождения Новосибирска власти подготовили целую комплексную программу, связанную с озеленением и охватывающую если суммировать все пространство, которого она коснется, 135 гектаров. Речь идет о реконструкции транспортных развязок, где создают ровные газоны и высаживают цветы, а также парков и скверов (самые большие работы ожидают Березовую рощу). Вообще в городе должны посадить в этом году 3,5 миллиона цветов, причем около 70% работы уже сделано. Начальник отдела озеленения ГУБО мэрии Надежда Бражникова отметила, что рассада используется очень качественная, и напомнила о нововведении подвешенных на столбах вазонах. Это такие двойные конусообразные «чаши» с петуньями, которые можно увидеть, например, на улице Кирова в районе моста. Есть такие «висячие сады», или, лучше сказать, «клумбы», и на Красном проспекте от автовокзала до самого Заельцовского района.
Наземные чаши с цветами также смотрятся очень красиво, кроме того, на цветниках стараются создавать красочные рисунки, как это можно увидеть напротив Березовой рощи.
Газоны раньше просто засевали семенами, что рождало свои проблемы приходилось ждать всходов травы, которую вдобавок могли «затоптать». Сейчас больше используют укладку рулонных газонов, или так называемый гидропосев. Последнее ноу-хау означает специальную смесь из семян, удобрений, воды и красителей. Зеленая краска сходит с земли через неделю, до этого демонстрируя наглядно границы газона и позволяя создавать его идеальным по форме.
Активно идет сейчас и посадка деревьев, причем вспомнили в этом году о таких запущенных участках городской территории, как сквер Калинина или тот, что расположен у входа в Новосибирскую государственную академию водного транспорта.
Клен и тополь бальзамический, которые так были популярны в годы советской власти, давно уже не высаживают. Зато активно используют различные декоративные растения. Липу, рябину, березу и некоторые хвойные. В этом году привезли кедры, и они очень неплохо прижились в столице Сибири. Всего высаживают около 50 наименований деревьев, так что скоро эпитет «зеленый» станет, судя по всему, гораздо чаще употребляться применительно к нашему городу. Ведь число машин в нем растет из года в год (существуют прогнозы, по которым оно достигнет со временем показателя в 500 автомобилей на 1000 жителей). И чтобы хоть как-то компенсировать все эти выхлопы и не задыхаться, нужны, прежде всего, зеленые зоны, принимающие на себя «удар» и оберегающие тем самым людей.