«Зачем люди приходят в театр? Поплакать, посмеяться, подумать…»

Уже несколько лет актёры новосибирских театров разыгрывают антрепризы на сцене Дома культуры имени Дзержинского.

Уже несколько лет актёры новосибирских театров разыгрывают антрепризы на сцене Дома культуры имени Дзержинского

За свою непродолжительную, но яркую биографию творческое объединение «Артистическое созвездие» (АРТС) успело завоевать признание и любовь многих горожан.

Заслуженный артист России Евгений Важенин, художественный руководитель театра АРТС, говорит, что у него есть давняя мечта — создать постоянную, самостоятельную труппу:

— «Артистическое созвездие» — это «звездочки» новосибирских театров, творческий коллектив, в состав которого я вхожу как актер, художественный руководитель, режиссер-постановщик. Впрочем, найти точное определение моей должности я затрудняюсь: антреприза в большинстве случаев подразумевает самостоятельную актерскую работу, дает возможность сыграть то, что когда-то мечталось воплотить в жизнь, но не удалось. Как говорит героиня одного из наших спектаклей, годы «летят со свистом пули», поэтому дополнительная возможность реализовать творческие проекты очень дорога!

«Артистическое созвездие» сотрудничает практически со всеми новосибирскими театрами: в спектаклях АРТС выступают «звезды» музыкальной комедии, театра Сергея Афанасьева, «Старого дома»… А прежде всего и чаще всего — актеры театра «Глобус», который располагается буквально в двух шагах. «Все мы из «Глобуса», — так говорит о себе и о большинстве своих коллег Евгений Важенин.

По какой таинственной причине скромная площадка Дома культуры влечет к себе людей, достигших определенных вершин актерского мастерства? По мнению Евгения Важенина, «артист погибает от невостребованности, от недохваленности». Здесь же появляется «лишний» повод ощутить любовь зрителей, реализовать мечту.

— Выступать в антрепризе — это такой драйв! — делится впечатлениями Наталья Орлова, заслуженная артистка России. — В театре, когда ты выходишь на сцену, ты надежно подстрахован, защищен: в твоем распоряжении находятся костюмы, свет, декорации. А на сцене Дома культуры ничего подобного нет. Ничто тебе не поможет, кроме твоего собственного таланта и мастерства. И, конечно, это очень страшно, а с другой стороны — волнительно!

Чувство, переданное умелой актерской игрой, не замутненное постановочными трюками, приобретает особую трогательность и пронзительность. Так бродячие артисты некогда заставляли публику от души сопереживать героям, используя самые нехитрые спецэффекты и опираясь исключительно на актерское мастерство.

Помимо всего прочего, творческое объединение АРТС дает хорошую возможность молодым исполнителям проявить свои таланты.

— Когда к нам приходят молодые артисты, они освобождаются от сковывающих факторов, — считает Евгений Важенин. — Большая сцена, столичные режиссеры, ответственность — все это приводит к тому, что неопытный исполнитель «зажимается», не показывает в полной мере всего, на что способен. А здесь новичок приобретает веру в себя, нарабатывает опыт. Ведь режиссер — это, прежде всего, старший товарищ, который помогает, подсказывает какие-то вещи… Я никогда не считал себя режиссером в точном смысле этого слова, однако то, что происходит в современной режиссуре, меня порой совершенно не устраивает! Классическую драматургию сегодня почти разучились ставить: или боятся, или не хотят… Зато очень активно используют «постлитературу» — из пяти-шести авторских строк сооружают «нечто» хитроумное. Полное отсутствие драматургии восполняется пластикой, невразумительным мычанием, подозрительно напоминающим булгаковское «абырвалг»… В итоге получается, что постановщики морочат голову и зрителям, и артистам.

В репертуаре АРТС, бесспорно, преобладают комедии: трогательные лирические истории («смех сквозь слезы»), абсурдные веселые «пустячки» («сказка ложь да в ней намек…»), представления, в которых обыгрываются нелепые ситуации, причудливые свойства человеческих душ. К лучшим работам АРТС можно отнести спектакль по пьесе Николая Коляды «Зайчиха Изаура», имеющий успех также на сцене театра «Современник», «Холостяки и холостячки» Ханоха Левина, «Сказку про Петрушку и его подружку», выполненную в оригинальном скоморошьем стиле… Спектакль «Не открывайте дверь незнакомцу» представляет собой пародию на комедии с переодеваниями: тут и «тетушка Чарли», и «В джазе только девушки», и Верка Сердючка — целый букет ассоциаций в одном флаконе. Плюс «вечная» тема: чего только не сделает женщина, чтобы угодить любимому? В особенности, если «уж замуж невтерпеж»…

В мае 2008 года состоялась премьера спектакля, поставленного по пьесе Владимира Солодова «Прибей меня, голубчик». Автор пьесы, новосибирский драматург, побывал на премьере и одобрил «новорожденную» постановку. В своей комедии Владимир Солодов затрагивает острую и грустную тему женского одиночества — того самого, от которого хоть в омут головой, хоть в объятия таинственного и грозного маньяка (ну чем не роковой мужчина?!).

О том, насколько правдоподобен сюжет, — судить зрителю. А впрочем, стоит ли отыскивать правдоподобие в абсурдных ситуациях и положениях? То, что произойдет с главной героиней, вполне можно назвать «иронией судьбы». Зрителя ждет мелодраматическая история о потерянных любимых, о героической верности вдовствующих женщин, о сериальной болезни-амнезии — история почти на грани фантастики и, разумеется, со счастливым концом.

Как считает Евгений Иванович, современный театральный мир испытывает острый дефицит комедий, а порой и вовсе забывает о том, что комедия — чрезвычайно сложный, глубокий жанр. Ведь разжалобить публику легко (зритель у нас добрый!), гораздо сложнее рассмешить людей, заставить их при этом сострадать и сочувствовать.

— Комедия — это отдушина, источник кислорода, — говорит ведущий актер и художественный руководитель театра. — Мы стараемся выбирать драматургический материал таким образом, чтобы зритель не думал, будто его завели в тупик. В жизни ведь и без того слишком много грусти и «безнадеги»!.. Зачем вообще люди приходят в театр? Поплакать, посмеяться, подумать. И должен сказать, не все наши комедии «легкие». К примеру, на спектакле «Французский десерт» зрители, сидящие в зале, плачут, а уходят с надеждой и светом в душе.

Следующий сезон для «Артистического созвездия» будет юбилейным: театру исполнится пять лет. С точки зрения искусства — это вполне совершеннолетний и даже зрелый возраст. Ведь недаром бытует мнение, что каждое пятилетие театр должен обновляться, совершать открытия, искать новые пути. «Артистическому созвездию» творческий поиск по душе и по силам.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент