Знаменитый режиссёр признался в любви к «сибирской России»
Знаменитый кинорежиссёр, театральный постановщик, лауреат Каннского и Венецианского фестивалей, советник по культуре Папы Римского Кшиштоф ЗАНУССИ приехал в Новосибирск для того, чтобы осуществить постановку спектакля на сцене театра «Старый дом».
Оказывается, знакомство Кшиштофа Занусси с нашим городом началось еще тридцать восемь лет тому назад: он побывал в сибирской столице, а точнее в Академгородке, после показа своей первой полнометражной картины в московском Доме кино.
Я столкнулся с неожиданной, неизвестной мне Россией и влюбился в нее больше, чем в московскую, говорит режиссер. Правда, не могу сказать, что Новосибирск самый красивый город, который я видел в моей жизни Помню, кто-то из городского комитета с гордостью сообщал мне, что домики из дерева подлежат сносу, а я думал: ведь это самое красивое и характерное, что есть в Новосибирске. Меня поразил не столько сам город, сколько его жители. Среди ученых Академгородка я встретил людей, которые мыслили так широко, что Сибирь осталась у меня в памяти как остров свободного, смелого мышления.
Один из предков режиссера, дед по материнской линии, был рожден в Сибири, в семье ссыльного, а затем пешком вернулся на свою историческую родину в Европу. Семейная легенда гласит, что шел он целых три года, следуя за железной дорогой.
Впрочем, эту экзотическую легенду режиссер вспоминает довольно редко. В Европе гораздо больше известны его итальянские предки, некогда занимавшиеся строительством железных дорог, в том числе из Варшавы в Петербург, а затем создавшие мощный промышленный конгломерат. В 60-е годы это «сказочно богатое» семейство от души сочувствовало молодому режиссеру, который никак не соглашался поселиться в Италии и предпочитал жить там, где «жить невозможно»: в «несчастной стране», в которой, во-первых, «холодно», а во-вторых «коммунизм». Однако в 80-е годы пришло время реванша: Кшиштоф Занусси пригласил своих родственников на Венецианский фестиваль, где весь зал во главе с премьер-министром Италии в течение десяти минут аплодировал его картине
Примечательно, что до сих пор только один русский театр сумел пригласить польского режиссера на постановку спектакля: ведущий театр России МХАТ им. Чехова. Главную роль в московском спектакле 1991 года сыграла звезда театра и кино Екатерина Васильева. Сегодня уже известно, что в постановке «Старого дома» примут участие две новосибирские актрисы: народная артистка РФ Халида Иванова (неоднократный лауреат премии губернатора Новосибирской области, театральной премии «Парадиз») и заслуженная артистка РФ Вера Сергеева.
В октябре исполнительницы главных ролей отправятся в Варшаву и надолго обоснуются в загородном доме Кшиштофа Занусси (там их поджидают девять собак-лабрадоров и многочисленные кошки кинорежиссера). Дом этот давно уже стал местом встречи для творческой молодежи всего мира, и здесь, в свободной уютной атмосфере, можно будет тщательно поработать с текстом пьесы. В Новосибирск актеры привезут уже практически готовый спектакль, и 31 октября состоится долгожданная премьера.
В качестве основы для будущего спектакля была выбрана камерная пьеса современного американского драматурга Отто Эскина «Дуэт» пьеса, многократно «проверенная» на сценах Америки и Европы. Эксклюзивность новосибирского проекта заключается еще и в том, что пьеса будет представлена русскому зрителю впервые.
В «Дуэте» примут участие две исторические личности, рассказывает Кшиштоф Занусси. Легендарные актрисы Элеонора Дузе и Сара Бернар. Две женщины, которые в XIX веке добились всего, о чем большинство из нас мечтает и сегодня: они были невероятно известны, фантастически богаты, и весь мир просто обожал их!.. Когда люди хотят задуматься о счастье, они обычно говорят о том, какие помехи встретились на их пути о том, что не удалось. А как выглядит счастье с точки зрения людей, которым удалось все? Оказывается, на этой земле полного счастья не существует, и я надеюсь, эта мысль прозвучит в пьесе. Хотя главная особенность искусства в том и заключается, что оно всегда таит в себе некий сюрприз: если бы мы заранее знали, как будет звучать пьеса, мы бы получили китч. Искусство живет там, где есть тайна. Актерское мастерство, особенности зрительного зала, сценографии все это может раскрыть нечто такое, что явится сюрпризом даже для меня самого.
«Дуэт» это история о громкой славе, которая проходит, оставляя после себя красивую легенду О женщинах, которые достаточно мудры и ироничны, чтобы взвесить и оценить прожитые годы. По мнению Кшиштофа Занусси, с того времени, когда жили и творили Сара Бернар и Элеонора Дузе, человечество не слишком-то изменилось. Во всяком случае, пока «нам не делают чипов в голове, мы те же самые, что и тысячу лет тому назад». Все, что могут рассказать о себе знаменитости далекого прошлого, напрямую касается и нас с вами, людей XXI века. Затронув «женскую» тему, Кшиштоф Занусси также упомянул о тревожной тенденции сближения общественных ролей женщины и мужчины. Каковы будут глобальные последствия смешения черт и характеров?
К своей работе режиссер относится в высшей степени серьезно и ответственно: ведь искусство это поиски мудрости и красоты. Искусство несет в себе память об опыте многих поколений.
Как жить человеку, который ревнует, но «Отелло» не видел? задает риторический вопрос Кшиштоф Занусси. Этому человеку обязательно нужно посмотреть «Отелло», чтобы лучше понять свое состояние. Если кто-то переживает конфликт между совестью и гражданскими обязательствами, пусть посмотрит «Антигону» и поймет, что уже более двух тысяч лет тому назад люди сталкивались с подобным конфликтом. В нашей жизни не будет столько встреч, столько примеров, чтобы мы могли научиться всему, и поэтому люди учатся с помощью искусства.
Что касается современного российского кинематографа, Кшиштоф Занусси полагает, что сегодня мы находимся в состоянии растерянности: производители как будто не понимают, для чего, для кого они делают свои картины. И что следует считать коммерческим кино. Если вспомнить не столь отдаленные советские времена, можно увидеть, что самым «продаваемым«, самым коммерческим режиссером, как это ни парадоксально, был Андрей Тарковский. А вот сегодня на экспорт идет Александр Сокуров именно его фильмы, а не «9-ю роту» можно увидеть, например, в Барселоне. Получается, что «коммерческое кино» (в общепринятом смысле слова) почти всегда локально. Только избранные произведения искусства могут подниматься до универсализма и путешествовать по всему миру.
Какова мера успеха? Деньги, которые приносит кинокартина? Или количество зрителей? спрашивает Кшиштоф Занусси. Один из школьников нашел очень простой ответ на этот вопрос: если во мне что-то изменилось, значит, я посмотрел хороший фильм. А если я остался таким же, каким был, или стал еще хуже значит произведение искусства сделано плохо. Например, когда я бываю в Италии, я постоянно вижу на улицах лица, как будто сошедшие с экрана, из фильмов Федерико Феллини. Если бы я не видел картин Феллини, я бы попросту этих лиц не заметил, но режиссер показал, подсказал мне некоторые типажи, и теперь я смотрю на мир его глазами.
Помимо своей основной деятельности режиссуры, Кшиштоф Занусси исполняет целый ряд дополнительных обязанностей. Например, является советником Папы Римского по вопросам культуры. На пресс-конференции, проходившей в «Старом доме», Кшиштоф Занусси приоткрыл завесу тайны, пояснив: что же такое он советует Папе Римскому.
Ватиканский совет, на который съезжаются епископы разных стран, существует в течение более тридцати лет. Мы говорим о том, что происходит в современной культуре, в каком соотношении все происходящее находится с христианскими ценностями. Предыдущий Римский Папа Иоанн Павел II, который пригласил меня в совет, был когда-то актером, драматургом и на протяжении всей жизни оставался человеком, влюбленным в театр. Современный Папа более академичен, но он также стремится поддерживать с людьми искусства тесную связь. Моя не совсем приятная роль заключается в том, чтобы подсказывать людям костёла: культура это область, к которой нельзя поворачиваться спиной! И политикам, и бизнесменам об этом также следует почаще напоминать.
В 1991 году Кшиштоф Занусси снял документальный фильм «Современная Россия». Оценивая эту свою работу с позиций дня сегодняшнего, режиссер называет ее «чистой журналистикой», «поспешным портретом», выполненным на заказ телевизионных компаний разных стран:
Конечно, Россия стала совсем другой. Какой она станет в будущем, к чему она стремится? Это для меня большая загадка. В современном мире происходит столкновение: евро-атлантическая цивилизация противостоит народам ислама и Китая. Я не имею в виду угрозу вооруженного конфликта Просто, когда я приезжаю во Владивосток и вижу, что половина людей на улице китайцы, я боюсь: останется ли Сибирь страной, которая принадлежит Европе? Будет ли она говорить на русском языке? Так, Византия нынче принадлежит исламскому миру, и мы ездим в гости сами к себе в Константинополь, забывая, что некогда этот город был частью нашей цивилизации