Образование — это ценность

Раньше образование считалось огромной ценностью. Потому что оно было доступно немногим.

Раньше образование считалось огромной ценностью. Потому что оно было доступно немногим.

Вот как ценилась должность писца (а только писцы были людьми грамотными, образованными) в Древнем Египте: «Будь писцом! Освободит она, эта должность, тебя от податей, защитит она тебя от работ всяких. Удалит она тебя от мотыги и не будешь ты носить корзину. Она отделит тебя от гребли и весла, удалит она тебя от хлопот. Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными». Два момента: 1) образование освобождает от тяжелого физического труда и 2) оно делает человека более свободным. Образование было редкостью, давало достойное положение в обществе и поэтому высоко ценилось.

Массовое образование появляется в древнегреческих городках-государствах вместе с появлением демократии. Граждане реально управляли страной, поскольку высшим органом было народное собрание, участником которого мог быть любой гражданин. Он должен был понимать государственные дела, и это требовало образования. Главными предметами в частных школах (а в Древней Греции государственных школ не было) были гимнастика, грамматика и математика. Образование ценили как право и как условие быть ответственными гражданами.

А вот отрывок из знаменитой китайской книги «Дао Дэ Цзин»: «В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний». Мудрая книга, безусловно, права: образованные думающие люди неуправляемы. Они могут критиковать решения властей, они могут проявлять инициативу, они начинают писать книги, они начинают думать… и все это не проконтролируешь. А вред от книг может быть огромный. Не случайно антидемократические режимы жгли и запрещали книги. Проще иметь дело с необразованным населением.

Итак, первая ценность образования — оно делает человека сознательным, ответственным членом общества.

Но когда образование в современном мире стало массовым, привычным, его ценность потускнела. Оно кажется чуть ли не данным от природы. И появилось убеждение, что образование нужно для того, чтобы стать профессионалом и зарабатывать деньги. Раньше профессии обычно отец учил сына, а мать свою дочь. Это перешло к государству, и оно, как может, продолжает когда-то семейное дело. К образованию стали относиться утилитарно, с точки зрения возможной материальной пользы. Конечно, образование полезно. Но не в том отношении, что оно дает профессию.

Образование, и в этом его вторая главная ценность, открывает человеку мир за пределами его недалекого горизонта, оно делает гораздо интереснее жизнь и богаче самого человека, который ее проживает. Поэтому широкое образование намного ценнее узкого. (Оно, широкое, кстати говоря, и практичнее. Любой работодатель, которому нужны настоящие специалисты, знает: узкие специалисты хороши только первое время, пока широкие осваивают детали профессии, но через несколько месяцев широкие уходят далеко вперед, а если бизнес перестраивается, узкие специалисты вообще уходят в тень, потому что им перестроиться слишком трудно.)

Жизнь одна, и образование делает ее гораздо важнее и интереснее.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент