Ненавязчивый сервис Сбербанка может отнять у вас немало времени
Когда-то давно, ещё в советские времена, в одном зарубежном романе (кажется, «Аэропорт» Артура Хейли) меня поразил совершенно удивительный эпизод. Диспетчер аэропорта сидела на телефоне и обзванивала всех, кто приобрёл билеты, предупреждая о предстоящей задержке вылета рейса. И вот по прошествии тридцати с лишним лет я вновь вспомнил о том эпизоде, к сожалению, нереальном и в наше время в муках рождающегося капитализма.
Правда, вспомнился он мне не в местном аэропорту, а в Сберегательном банке. На женщину, стоящую передо мной, было больно смотреть. «Вы что, в прошлый раз не могли меня предупредить, что договор не продляется?» с возмущением, граничащим с истерикой, спрашивала она. «Вы посмотрите, какая сумма на книжке лежит, неужели я бы её оставила под ваши грошовые проценты? Когда я в прошлом году снимала проценты, вы почему мне ничего не объяснили?» Монолог пострадавшей от равнодушия банковских контролёров был бесконечным и повторялся, как заевшая пластинка, работница банка также по одному и тому же кругу отвечала, что предупреждать клиентов не входит в их обязанности. Этот случай долго не выходил из моей памяти, а на днях ещё раз о себе напомнил.
Несколько дней протаскав в кармане почтовое извещение о поступлении на моё имя заказного письма, я, памятуя о том, что как-то пришлось платить пеню за хранение вовремя не забранного заказного письма, всё-таки выкроил время заскочить на почту. Отстояв немалую очередь, письмо получил. Дома же, вскрыв, прочитал следующее: «Уважаемый Валерий Григорьевич! Доводим до Вашего сведения, что Сибирским банком Сбербанка России ОАО заключён Договор о сотрудничестве от 8.02.2007 года по программе «Автокредит» с (и называется некое ООО). Далее шла небольшая реклама этого самого ООО, которое «является лидером по продаже новых автомобилей на территории Сибирского федерального округа», и информация о том, что Сибирскому банку предоставлено право выдавать кредиты гражданам для приобретения транспортных средств в этом ООО. По всем интересующимся вопросам мне предлагалось обратиться в отделы кредитования частных клиентов Ленинского отделения N 5503 Сбербанка России, список которых прилагался.
Не скрою, нехороших слов в адрес инициаторов этого послания высказано мною было немало. Да и на самом деле: с чего вдруг работники Сбербанка решили, что меня этот вопрос вообще интересует? На каком основании меня заставили несколько дней волноваться по поводу пришедшего не весть от кого заказного письма, отстоять очередь и потом читать совершенно не интересующую меня информацию? На каком основании вот так бесцеремонно вторглись в мою частную жизнь, заставив действовать по кем-то разработанному сценарию? Все эти вопросы я хотел задать отделу кредитования частных клиентов Ленинского ОСБ N 5503, номер телефона которого был проштампован на конверте, но дозвониться так и не смог на том конце провода постоянно раздавались короткие гудки. То ли звонили такие же, как и я, возмущённые клиенты Сбербанка России, то ли на самом деле желающих получить кредит под новый автомобиль оказалось слишком много.
Немного поостыв, подумал: а может, зря я так рассердился? Ведь вполне возможно, что этот самый капитализм уже появился на свет, и работники Сбербанка теперь будут не только разъяснять своим клиентам о преимуществах тех или иных вкладов, но и когда наступит момент их пролонгации, любезно предупредят об этом своих уважаемых вкладчиков? А там, глядишь, и в штатном расписании российских аэропортов появится должность диспетчера по оперативной связи с пассажирами? Может, это не совсем удачное, но вполне обнадёживающее начало новой светлой жизни, когда о тебе заботятся все государственные, да и негосударственные тоже, службы? Что ж, вполне возможно, что наша страна наконец-то разродилась долгожданным младенчиком-капитализмом, но вот только сдаётся мне, что появился он на свет с серьёзной родовой травмой.