Мэрия Новосибирска доказала свои полномочия по организации пассажирских перевозок
В Новосибирске произошел первый за Уралом, а возможно, и во всей России, прецедент, когда судебная власть признала, что только муниципальный орган власти уполномочен организовывать пассажирские перевозки в городе.
Как рассказал корреспонденту «ВН» консультант отдела по правовой работе с Советом депутатов правового управления мэрии Александр Гусев, ещё 17 апреля 2007 года мэрия обратилась в арбитражный суд Новосибирской области с иском против индивидуального предпринимателя Светланы Костомаровой. Иск был о запрещении ответчику осуществлять перевозки по муниципальной маршрутной сети без договора с мэрией на право осуществления данных перевозок.
Согласно муниципальному законодательству Новосибирской области, индивидуальные предприниматели, желающие заниматься транспортным обслуживанием пассажиров, должны заключать соответствующий договор с мэрией, поясняет Александр Гусев. Такое решение мотивировано в первую очередь соображениями безопасности. Специалисты Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии определяют в границах города маршрутную сеть, исходя из потребности в обслуживании регулярными пассажирскими перевозками населения города, в результате чего определяется график движения транспорта с учетом интервала и маршрут следования. Нелегальные перевозчики осуществляют движение хаотично. Кроме того, на автопредприятиях, работающих по договорам, регулярно проходит технический осмотр транспортных средств и медицинский контроль шоферов, а водители-«нелегалы» представляют реальную опасность для жизни и здоровья пассажиров, так как у них ничего этого нет. Были случаи, когда у нелегальных перевозчиков изымали поддельные бланки техосмотров и медицинских осмотров, заполненные на месяцы вперед.
Тем не менее суд первой инстанции отклонил иск мэрии к предпринимателю Костомаровой. После чего представитель мэрии подал кассационную жалобу, и слушания возобновились.
Главное, что мы хотели доказать: это нарушение полномочий мэрии в сфере организации перевозок, продолжает Александр Гусев. Нелегальные перевозчики своей деятельностью дискредитируют политику мэрии в поддержании и развитии добросовестной конкуренции на рынке пассажирских перевозок. Прецедент, произошедший у нас, даст толчок к судебной работе по упорядочению взаимоотношений между местной властью и перевозчиками в других регионах.
11 марта 2008 года дело мэрии Новосибирска и предпринимателя Костомаровой было рассмотрено Седьмым апелляционным судом в Томске. Суд вынес решение о запрещении Костомаровой осуществлять пассажирские перевозки без договора с мэрией. Теперь по делу работают судебные приставы.
Контроль за осуществлением пассажирских перевозок в Новосибирске осуществляет специальная комиссия, куда входят представители Управления транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, ГИБДД, дорожного надзора. По их данным, сейчас на 17 маршрутах работают порядка 160 нелегальных перевозчиков. А это значит, что в будущем произойдет еще не одно судебное разбирательство между мэрией и «нелегалами».