Главный государственный инспектор по пожарному надзору Новосибирской области Юрий Фролов высказал обеспокоенность по поводу чрезвычайной обстановки с пожарами, сложившейся на начало 2008 года.
За два неполных месяца на территории области произошел 531 пожар. Огонь унес жизни 61 человека, 40 человек получили травмы и ожоги. Новосибирская область вошла в печальную тройку рекордсменов Сибирского федерального округа. Вместе с нами в число «лидеров по пожарам» входят Алтай и Красноярский край.
Количество пожаров по сравнению с прошлым годом увеличилось на 21 случай, погибших больше на 6 человек, травмированных на 8.
Горят главным образом частные жилые дома 405 случаев, или 76 процентов от общего количества возгораний. Основным условием, способствующим гибели людей на пожарах, является алкоголь. 39 человек из 61 погибли, будучи пьяными. Однако человеческий фактор не единственная причина трагедий.
Каждый второй пожар происходит из-за неисправного печного отопления, эксплуатации непригодного к использованию электрооборудования или ветхой электропроводки в доме, говорит Юрий Фролов.
В связи с ростом числа пожаров на территории Новосибирской области объявлено проведение профилактической операции «Безопасность жилища». Как рассказал Юрий Фролов, в рамках этой операции уже проинспектировано 13 тысяч жилых домов и 1200 объектов экономики.
Граждане относятся к проверкам негативно, констатирует Юрий Николаевич.
В этом нет ничего удивительного, так как за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 рублей. Это, конечно, гораздо меньшая сумма, чем стоимость замены или ремонта отопительной печи.
К примеру, простейший ремонт печки стоит 22,5 тысячи рублей, а сложить новую печь не менее 15 тысяч. Понятно, что у многодетных семей, пенсионеров и неработающих, которые чаще других становятся жертвами «красного петуха», таких денег нет. Да и штраф с них не возьмешь. Хотя, отметил Юрий Фролов, если нарушения вопиющие и представляют опасность для третьих лиц, скажем, соседей, то штрафуют даже бабушек.
Впрочем, штрафные санкции против пенсионеров не выход из сложившейся ситуации. По мнению Юрия Фролова, необходимы бюджетные средства на обеспечение пожарной безопасности в районах области. Сейчас у муниципальных образований нет на это средств. Один из самых благополучных сельских районов Куйбышевский в минувшем году выделил на профилактику возгораний 148 тысяч рублей. Часть этих денег пошла на приобретение мотопомпы, другая часть на ремонт печей и электропроводки в пяти частных домах, где проживают инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Между тем в селах Новосибирской области проживает 2 миллиона 770 тысяч человек. Большинство из них в частных домах.
Наиболее неблагополучными Юрий Фролов назвал 47 муниципальных образований в Колыванском, Карасукском, Тогучинском и многих других сельских районах. В городе самый неблагополучный район Ленинский, значительная часть которого застроена двухэтажными деревянными бараками. Единственный район, где в этом году не произошло ни одного пожара, Венгеровский. Этот же район один из немногих, где к пожарной безопасности относятся серьезно и не жалеют на это средств.
Результаты проверок, проведенных пожарными инспекторами в деревнях и поселках, выявили ряд наиболее грубых нарушений: отсутствие пожарных водоемов, проблемы с телефонной связью. Кроме того, территория Новосибирской области «прикрыта» пожарными частями только на 75 процентов. Остальные 25 процентов населенных пунктов расположены очень далеко от мест дислокации пожарной охраны: «Скорость движения пожарной автоцистерны 4060 километров в час. То есть, чтобы преодолеть даже небольшое расстояние в 20 километров, нужно полчаса. А деревянный дом сгорает за 1215 минут, объясняет Юрий Фролов. Пожарная цистерна вмещает 2,5 тонны воды. Этим количеством дом не потушишь. А брать воду, как я уже говорил, особенно зимой, негде».
Для того чтобы решить проблему, специалисты Главного управления МЧС России по Новосибирской области обратились к депутатам облсовета. Огнеборцы считают, что необходимо создание городской и областной целевых программ, которые обеспечили бы консолидацию бюджетных средств, направляемых на профилактику пожаров и выделение отдельной бюджетной строки для предоставления адресных субсидий тем, кто не в состоянии собственными силами обеспечить пожарную безопасность своего жилища.