Принимая экзамены у студентов и в очередной раз слушая откровения вроде того, что Русь крестил святой Валентин или Александр Македонский, что Петр Первый воевал с Чингисханом, а Карл Маркс был древнегреческим философом, что в Риме был такой бог двуликий Анус, и т.п. и т.д., я поневоле думаю о том, как нужно преподавать историю (конечно, не только история предстает в уродливом виде), чтобы она разместилась в головах молодых людей таким удивительным образом. Но историю я очень люблю и за нее мне особенно обидно.
Возьмем, например, учебник для 11-го класса «История России и мира в ХХ веке». Если бы я в свое время читал историю по таким книгам, я бы действительно никогда больше к ней не обратился. Одной из особенностей, которая делает учебники истории невозможно скучными, является псевдонаучность, облеченная в набор общих предложений, вроде «Увеличилась острота внутренних противоречий, неравномерность и нестабильность в развитии».
Без конкретных примеров это пустые слова. Из учебника оказался совершенно убранным личный момент. Например, один из наиболее драматических периодов нашей истории вторая половина 30-х гг. описана так, как будто там действовали одни закономерности: « Запрещение фракционной деятельности, жесткий контроль над средствами массовой информации предопределяли исход любой дискуссии .Назначением и смещением государственных служащих всех уровней ведали партийные инстанции». И т. п
«Инстанции» вместо людей. Насколько ярче бы выглядела эта картина, если бы вспомнить хотя бы один эпизод с Л. Кагановичем, который, приехав из очередной поездки по подведомственным им железным дорогам, приказав частью расстрелять и частью посадить десятки служащих, хвастался: «Часть их ушла сама, а часть мы их ушли!» Во всем параграфе на три страницы густого канцелярита только два имени. Тоска зеленая!
И вот, например, как действительно возбуждается и интерес к истории, и попытка понять, что движет людьми и что отличает одну культуру от другой. Наш замечательный писатель Константин Леонтьев пишет: «Я помню, как я сам, прочтя случайно (и у кого же у Герцена!) о том, как во время бури персидские вельможи бросились сами в море, чтобы облегчить корабль и спасти Ксеркса, как они поочередно подходили к царю и склонялись перед ним, прежде чем кинуться за борт » И дальше он сравнивает этот эпизод с известным событием под Фермопилами (когда триста спартанцев под командой царя Леонида погибли, защищая от персов узкий проход и дав возможность спастись остальной армии), размышляет о том, что « гораздо легче положить свою голову в пылу битвы, чем обдуманно и холодно, без всякого принуждения, решаться на самоубийство из-за религиозно-государственной идеи!»
Такой эпизод не может оставить равнодушным наше воображение и заставит так или иначе думать о том, как бы мы поступили в такой ситуации, т.е. делает историю живой, а нас соучастниками. А если так написана история России, когда речь идет о своей стране и наших предках? Вот и приходит на помощь святой Валентин. Он, по крайней мере, понятен и близок