Кусочек лимона в крещенской проруби
В январском номере православной газеты «Радонеж», пришедшей в Новосибирск, как обычно, с месячным опозданием, помещена статья «Кусочек лимона в крещенской проруби», в которой, в частности, написано: «В последние годы, под впечатлением благочестивого обычая православных русских людей на Крещение, после праздничного богослужения, погружаться в только что освященную воду в проруби «иордани», у СМИ составился собственный обычай давать рекомендации, так сказать, «моржам на заметку». С серьёзным видом специалисты-медики толкуют, что «алкоголь допустим только после, но ни в коем случае не до погружения в крещенскую прорубь». И вообще, «для повышения собственной холодоустойчивости можно за полтора-два часа до крещенского «заплыва« съесть столовую ложку рыбьего жира с ломтиком хорошо посоленного чёрного хлеба или кусочком лимона. Перед купанием рекомендуется растереть тело любым жирным кремом или оливковым маслом » и т. д. Понятно, что, как на Рождество тема «жареного гуся» напрочь вытесняет самую возможность помыслить о Том, чьё именно Рождество празднуется, точно так же и на Крещение вопрос о «холодоустойчивости« затмевает смысл праздника. Остаётся только прорубь. Ну, может, ещё вот кусочек лимона »
Казалось бы, что вспоминать в середине февраля о месячной давности празднике Крещения? Но, как оказалось, стремление внести в святые для верующих дни праздников мирскую составляющую вещь неистребимая. Подтверждение тому сегодняшний день памяти священномученика Валентина, который повсеместно называют «Днём любви». По этому поводу протестуют и католическая, и православная Церкви. Возражения эти сводятся к тому, что понятие святости в христианстве никак не сообразуется с разнузданным характером праздника, интерес к которому подогревают акулы торгового и развлекательного бизнеса. В прошлом году накануне Дня святого Валентина «Интерфакс» распространил довольно резкое высказывание ряда экспертов в области педагогики, которые назвали «День святого Валентина» аморальным праздником. «Праздник, направленный на превращение интимных чувств во всеобщее и публичное действо, эксплуатирует самые низменные чувства и извращает само понятие любви», говорится в аналитическом документе, подготовленном сотрудниками МГПУ и Департамента образования Москвы.
Авторы документа считают, что «День влюбленных» был «искусственно навязан российскому обществу, не имея никаких корней в культуре русского или каких-либо иных народов России». В этой связи, эксперты расценивают «День святого Валентина» как часть мероприятий по разрушению страны, обусловленных идеологией глобализма. «Разрушение страны невозможно без разрушения национальных традиций. А разрушение национальных традиций невозможно без навязывания суррогатных заменителей», поясняют авторы доклада. С церковной же точки зрения, праздник этот аморален вдвойне, так как при этом совершается глумление над памятью мученика, отдавшего жизнь за Христа.
Отдавший жизнь за веру
Святой Валентин реально существовавший исторический персонаж, был епископом и жил в III веке в городе Интерамне Римской империи. Из жития святого известно, что он был искусным врачом и вылечил сына учёного язычника Кратона. Беднягу по имени Херимон болезнь скрутила так, что голова его согнулась до уровня колен, и он никак не мог выпрямиться. Причём излечился Херимон не столько врачебным искусством епископа Валентина, сколько его пламенной молитвой. После этого случая уверовали во Христа и сам Херимон, и его учёный отец, и множество обучающихся у него учеников. Прослышав о массовом крещении язычников, градоначальник заключил епископа Валентина в тюрьму, где он продолжал лечить всех страждущих и обращать их в христианскую веру. За что и принял мученическую смерть.
Поскольку в те времена Церковь была ещё едина, то священномученик Валентин сегодня почитается и православными, и католиками. Только в православном месяцеслове он называется епископом Интерамским с днём памяти 12 августа, а у католиков епископом Тернийским (современное название древней Интерамны Терни) и память его празднуется 14 февраля. Каким же образом день памяти святого переплёлся с современным светским «праздником любви»?
Истоки праздника «луперкалии»
Никак не мог предполагать святой Валентин, что потомки спутают его с языческим Фавном
В Древнем Риме в середине февраля праздновались так называемые луперкалии (от lupus волк). Считается, что праздник этот учредили основатели Рима Ромул и Рем в честь вскормившей их молоком волчицы. Но возможно, что этот культ восходит к почитанию бога Фавна покровителя стад. Одним из прозвищ Фавна было «Луперк», что буквально означало «охраняющий от волков». Луперкалии проходили именно в середине февраля, потому что в это время начиналось спаривание скота, и Фавна молили о том, чтобы он благословил размножение стад и сохранил их от волков.
Праздник отмечали торжественно и по-язычески весело. В святилище, устроенном в пещере на склоне Палатинского холма и называемом Луперкал, совершалось жертвоприношение: жрецы-луперки закалывали козу, как животное, самое приятное на вкус для волка, и собаку, как животное, наиболее ненавидимое волком. Затем закланных животных свежевали и из их шкур нарезали узкие ремни, называемые «фебруа» (отсюда, кстати, и происходит название месяца февраль). Выбранные два юноши луперки подпоясывались таким ремнем, брали связки остальных ремней, выбегали нагими из пещеры и начинали ритуальный бег вокруг Палатинского холма, стегая ремнями всех попадавшихся на их пути. От этих ударов не только никто не уклонялся, но наоборот женщины и девушки подставляли луперкам спину, плечи и грудь: считалось, что это даёт удачу в любви, делает счастливым брак и гарантирует обильное потомство. Так постепенно в праздник, посвящённый спариванию животных, стало принято просить любви и обильного потомства для людей.
Поскольку очень часто эти игрища заканчивались самым тривиальным блудом, то Римская церковь, чтобы «перебить» языческие привычки, установила в середине февраля чтить память святого Валентина, епископа Тернийского, пострадавшего за веру в III веке. Но искоренить языческие привычки оказалось не так-то просто. Любители любовных игрищ тут же объявили святого Валентина покровителем влюблённых. А позже появилась легенда о странствующем монахе, который тайно венчал влюблённых, а, попав за это в тюрьму, сам влюбился в дочку тюремщика, которую излечил от слепоты. Согласно этой же легенде, перед казнью монах послал дочке тюремщика письмо с объяснением в любви в виде сердечка «валентинку». В XV веке томящийся в тюрьме Тауэр принц Чарлз, герцог Орлеанский, написал письмо в виде «валентинки» своей любимой жене, положив начало новой традиции, с годами переросшей во всемирный праздник, в день которого влюблённые шлют «валентинки» предметам своих сердечных воздыханий. Правда, в последнее время эти сердечные воздыхания всё больше подменяются телесными вожделениями, а сам разнузданный и неприличный характер праздника влюблённых всё более приближает его к древним языческим луперкалиям и уж никак не соответствует святости памяти человека, когда-то отдавшего свою жизнь за веру.
Они помогут нам
С навязанным нам Западом праздником в меру своих сил понемногу борются все, кто понимает его чуждость нашей российской ментальности. Так, в некоторых новосибирских школах в этом году решили в пику празднику святого Валентина отметить загодя (12 февраля) праздник Руслана и Людмилы. Что из этого в конечном счёте получится пока неясно, всё зависит от фантазии и способностей организаторов нового праздника, лишь бы импортную «валентинку» не заменили механически российской «русланкой». Предлагает свои варианты и православная Церковь, которой каждый год 14 февраля приходится отбиваться от желающих приобрести в церковных лавках освященные «валентинки». Есть предложение вместо католического Дня влюблённых отмечать такой же день, но православный, а именно 8 июля в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, которые (а это принципиально) не только любили друг друга, но и поженились и прожили вместе долгую жизнь и умерли в один день и час. Но есть и другие, более действенные, с христианской точки зрения, инициативы.
В православном церковном календаре 14 февраля день памяти святого мученика Трифона, одного из самых почитаемых святых в дореволюционной России. Считается, что этого святого боится всякая нечисть будь это вредители, которые губят сельскохозяйственные угодья, или вредители душ человеческих под названием бесы. Вот святому Трифону и предлагается сегодня молиться, чтобы он защитил молодые неокрепшие души от современной бесовщины телевизионных и прочих шоу, бесстыдно извращающих святое слово «любовь». Поддерживают эту инициативу и католики, возмущённые всё нарастающей коммерциализацией дня 14 февраля и бесстыдным надругательством над памятью священномученика Валентина, который, кстати, считается у католиков помощником в избавлении от душевных заболеваний. А иначе как всеобщим помешательством сегодняшний «День влюблённых» не назовёшь.
Вот и собираются сегодня помолиться православные и католики, хотя и разным святым, но фактически об одном и том же, и, как говорится, нет худа без добра. Кто знает, может эти одновременные молитвы и послужат прорывом в никак не получающемся православно-католическом диалоге. Ведь сколько лет пытаются православные и католики сесть за стол переговоров и обсудить назревшие болезненные вопросы в далеко не мирных взаимоотношениях двух Церквей, некогда единых. Но что невозможно людям, вполне возможно святым небожителям. Глядишь, святые мученики Трифон и Валентин возьмут да и помирят православных и католиков.