Что год грядущий нам готовит в пенсионной системе?
Пенсионная система России, многократно критикуемая и плохо понимаемая большинством людей, похоже, больше не устраивает и правительство страны.
Пока что сведения о проекте, создаваемом в Министерстве здравоохранения и социального развития России, сводятся к тому, что Единый социальный налог (ЕСН), который сегодня платится по трем ставкам (26% с зарплат до 23333 рублей, 10% с зарплат до 50000 рублей и 2% с еще более высоких), будет сведен к двум ставкам. Для тех, кто получает до 50000 рублей, 26% ЕСН. Для остальных 0% ЕСН (что для российского правительства кажется совершенно неправдоподобным и потому, конечно же, в дальнейшем будет корректироваться в сторону увеличения).
Появление проекта связано с тем, что денег на оплату пенсий не хватает. Напомним, что средний размер российских пенсий не превосходит прожиточного минимума пенсионеров, а коэффициент замещения, то есть соотношение средней пенсии и средней зарплаты по России соответствует всего лишь 25,8%.
И это, несмотря на то, что федеральный бюджет (после снижения ставки ЕСН в 2005 году) стал перечислять в Пенсионный фонд дополнительный денежный трансферт, которым обеспечивались примерно 1/5 всех пенсионных выплат. И несмотря то, что в 2005 году были отменены накопительные взносы для мужчин от 1953 до 1966 года рождения и женщин от 1957 до 1966 года рождения, что увеличило денежные ресурсы, используемые для выплаты текущих пенсий.
(Знаете, что самое смешное? Вы думаете, что это лишило самый экономически активный и самый зарабатывающий слой населения накоплений к старости и уменьшило их пенсии? Ошибаетесь. По признанию первого заместителя председателя ПФР А. В. Куртина, работники только выиграли от этого, потому что за счет накоплений получили бы прибавку к пенсии всего-то от 1,05% до 2,7% своих зарплат, которая легко компенсируется увеличением страховой части пенсии. То есть пенсионная система в принципе не способна выполнить того, что обещает).
При создании пенсионная система предполагала четыре источника финансирования трудовых пенсий: ЕСН; взносы в страховую часть; накопительная часть и инвестиционные доходы от ее накоплений. Для большинства экономистов было ясно, что негласно основной целью реформирования пенсионной системы ставилось получение значительных денежных средств для инвестиций в российскую экономику. Что само по себе совершенно разумно.
Если вспомнить, что накопительная часть пенсий составляла в 2006 году 1,3% ВВП (345 миллиардов рублей), а 97% этой суммы оставались в управлении государственной управляющей компании, то очень интересно узнать, как же распорядились этими большими средствами государственные управленцы для того, чтобы увеличить доход пенсионеров. Оказывается, доходность пенсионных накоплений в 2006 году составила 5,7%. То есть в реальном выражении была отрицательной: инфляция превысила эту доходность в два с лишним раза.
Так как в будущем также планируется увеличение трансфертов из федерального бюджета на финансирование трудовых пенсий, то становится ясно, что надежд на этот источник формирования пенсий правительство не возлагает. Сравните: в 20052007 годах этот трансферт был равен 0,9% ВВП, то в 20082009 годах он будет составлять 1,3% ВВП, а в 2010 году 1,6% ВВП.
К слову: за счет пенсионных накоплений производятся значительные расходы, связанные с обслуживанием накоплений. Перечислим: 1. оплата услуг депозитария ПФР и управляющей компании 2. оплата услуг аудитора по проведению обязательного аудита 3. суммы страховых премий по договорам обязательного страхования ответственности 4. расходы, связанные с осуществлением прав на ценные бумаги 5. оплата услуг брокеров 6. оплата услуг кредитных организаций 7. оплата услуг по определению взаимных обязательств 8. оплата услуг депозитария и т. д. 9. оплата услуг организаций торговли 10. расходы, связанные с инвестированием средств 11. расходы по обязательной публикации информации. (Взято из Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 27.02. 2004).