Так считает Герой Социалистического Труда, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РСФСР Сергей Антонович Явнов
Однажды влюбившись в профессию водителя троллейбуса, он не изменял ей всю свою жизнь. Своим родным Сергей Явнов считает Кировское депо, в котором проработал 27 лет, хотя трудился и в Дзержинском, и в Ленинском. За время работы водителем Сергей Антонович обучил вождению более 30 человек. За свою безупречную работу, культуру обслуживания пассажиров, выполнение плана в 1971 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1981-м орденом Ленина. А в 1986 году водителю троллейбуса впервые в РСФСР присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением второго ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Пять созывов Сергей Явнов был депутатом городского Совета.
Сергей Антонович, как начиналась ваша трудовая биография? Наверное, о профессии водителя троллейбуса и не мечтали?..
Я родился в селе Софиевка Оренбургской области. Рано остался без родителей, поэтому воспитывался в детском доме. Когда исполнилось 16 лет, меня вместе с другими детдомовцами в 1953 году направили на работу в колхоз «Красное Знамя». Естественно, нам ничего не доверили, кроме прополки свёклы и морковки. А мне очень хотелось быть поближе к технике. Это была моя заветная мечта с детства управлять какими-нибудь механизмами.
Через год я попросился у председателя колхоза, чтобы он отпустил меня на родину, в мою родную деревню, там у меня остались родственники. Приехал туда, а мой дед мне и говорит: «Серёжа, а не желаешь со мной поехать в Новосибирск?» Я, конечно, с радостью согласился. Так 13 ноября 1954 года мы очутились на станции Кривощёково. На улице минус 30 градусов, а я в резиновых сапогах, потому что, когда мы уезжали, была грязь по колено. Сапоги у меня колом сделались, идти не могу. Хорошо, тётя рядом жила
Вначале устроился на завод «Сибсельмаш» токарем-прессовщиком, проработал семь лет. Вот так началась моя трудовая деятельность в Новосибирске. В 1957 году в городе появились первые троллейбусы. Когда я увидел, что водители в галстуках, белых рубашках, чистенькие, опрятненькие форма у них была такая, у меня сразу загорелись глаза. Понял, что тоже очень хочу управлять этой чудо-машиной. Прихожу к начальнику цеха и говорю: «Вы не отпустите меня на курсы водителей троллейбуса?» А он отвечает: «С удовольствием. Мы никак не можем добраться до цеха».
В то время было очень плохо с транспортом: не хватало трамваев, автобусов, троллейбусов. Не хватало и водителей. Многие ездили на крышах трамваев, а кто не хотел ехать на крыше,за час доходили до работы, никто никогда не опаздывал.
И вот в октябре 1961 года я сел за парту, а 18 марта 1962-го впервые самостоятельно выехал из ворот Дзержинского троллейбусного депо.
Запомнился первый рабочий день?
Первый рейс у меня был на линии Новосибирск-Главный аэропорт «Северный». Тридцать минут туда, тридцать обратно. А март месяц гололёд. Еду по Красному проспекту и дрожу: вдруг кто-нибудь выскочит с бульвара, а я не успею затормозить, потому что сплошной лёд. Потом мне объяснили опытные водители: «Не бойся. Соблюдай дистанцию вот и всё».
Старые троллейбусы чем-то отличались от современных?
Да всем отличались. Сейчас троллейбусы комфортабельные, лёгкие в управлении, с механико-гидравлическим усилителем руля. А в то время было только механическое управление рулём: если у тебя была сила в плечах, то поворачивал быстро, хорошо и вовремя. Не всякая девушка смогла бы справиться с таким управлением. Хотя водителями троллейбусов тогда работали и девушки. Их было немного, но они были: Валентина Щеколёва, Наталья Пелех
Самое интересное, что водитель сидел в кабине, как в танке: окошечки маленькие, видно плохо. Да и зеркала бокового вида тоже небольшие такие, как раньше ставили на велосипеды. Потом только поменяли их на более приличные, чтобы видеть не только борт троллейбуса, но и дорогу кто сзади обгоняет. К тому же водитель сидел раньше посередине, справа и слева от него были панели с контакторами. За счёт них происходило плавное трогание с места.
Не было раньше в троллейбусах и спидометров. Может быть, вначале они и были, но когда я получил машину, их уже не наблюдалось. В Правилах дорожного движения записано: скорость на мосту не должна превышать 25 км в час. А как ехать по коммунальному мосту и определить без спидометра, что ты едешь именно с такой скоростью? Оказывается, была пусковая педаль. У неё предел одиннадцать щелчков. Это значит скорость 60 км в час. Нужно 25 перещёлкни до восьмой позиции и держи. Главное, чтобы не дрогнула нога и чтобы никто не заметил, что ты превысил скорость.
А аварии с троллейбусами случались?
Всякое бывало. Однажды свалился в Каменку троллейбус вместе с пассажирами. Три раза перевернулся и встал на колёса. К счастью, никто не пострадал. Здесь была вина ремонтников и немного водителя: принял неисправный троллейбус не держал ручной тормоз.
Несчастный случай произошёл и на улице Восход. Выскочила штанга у троллейбуса, ударилась о растяжку и стукнула по голове шедшего по тротуару человека. Я всегда этого боялся. Раньше любили на крышах троллейбусов ездить, не думая о последствиях. Приходилось останавливаться и снимать горе-пассажиров. За время работы дорожных происшествий у меня не было. Разве что один раз, и то не по моей вине: КрАЗ не выдержал дистанцию и врезался в троллейбус в тот момент, когда выскочила штанга. Пострадавших не было.
Сколько всего троллейбусов было тогда в городе?
В 1957 году в Новосибирск поступило из города Энгельса семнадцать новеньких троллейбусов марки МТБ-82Д. В 1958-м получили еще 28 машин. Тогда маршрутов-то было всего два: Мостовая аэропорт и вокзал сад имени Кирова. В 1962 году парк троллейбусов увеличился до 92 машин. Потом их становилось всё больше и больше. В 1963-м приняли в эксплуатацию новое троллейбусное депо на сто единиц; в 1976-м Заельцовское тоже на сто машин; в 1989-м Ленинское. Тогда в год поступало в каждое депо по 1520 новеньких троллейбусов. Сейчас эти машины очень дорогие. Я слышал, что выделили 162 миллиона рублей на пополнение парка этого вида транспорта. Скоро появится новый новосибирский троллейбус. Красивый, комфортный разве сравнить с теми первыми троллейбусами, которые появились 50 лет назад, небо и земля.
Ваша мечта сбылась форму водителя троллейбуса вы носили?
Да, форма была очень красивая: рубашка, галстук, пиджак. Её отменили где-то годах в восьмидесятых. Петлицы на пиджак сами покупали и пришивали. Одна звёздочка водитель третьего класса, только окончивший курсы, две второго, три звёздочки первого класса. У начальников была другая форма. Кроме этого, выдавали демисезонное пальто, тоже с петлицами. Образец формы можно сейчас посмотреть в музее истории городского электротранспорта на базе Кировского трамвайного депо.
Как складывались ваши отношения с пассажирами?
Я всегда говорил: водитель троллейбуса лицо города. Поэтому он должен вести себя достойно, прилично. Всю жизнь я работал не за награды, а по совести. Если уважать пассажиров не грубить, помогать войти пожилым, то всё будет само собой хорошо. Я не молчал, старался шутить с пассажирами, поднимать им настроение. Попадётся на дороге яма конечно, все возмущаются. Что им возразить? Говорю: «Одна яма в Кировском районе, и в ту въехал». Или: народу много, страшная давка, а я объявляю: «Товарищи пассажиры, уберите ноги с дороги, двери не закрываются». Все уже и заулыбались
С билетами были целые анекдоты. Тогда в троллейбусах стояли кассы самообслуживания: кинешь монетку оторвёшь билетик. Однажды какой-то пацан вытащил всю катушку и убежал. Пришлось ехать в депо за новой. А то, бывало, выкручивали по нескольку билетов. Спрашивал: «Зачем тебе длинный билет, селёдку, что ли, заворачивать собираешься?» Я всегда старался благоустроить свой троллейбус заходят ко мне, а у меня чистота, пол не только подметён, но и вымыт.
Тяжело было вставать рано по утрам?
Зато я видел, что делалось в городе. Видел, как строился Новосибирск, как поднимались целые жилмассивы. Например, Затулинский. В декабре 1962 года я вместе со своим троллейбусом перешёл из Дзержинского в только что открывшееся Кировское депо. И там мой стаж составил целых 27 лет. Это моё родное депо.
Присвоение высокого звания было для вас неожиданностью или вы заранее знали об этом?
Я не знал ничего. Однажды утром, слышу, Москва передаёт по радио: «За досрочное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств, большой вклад в улучшение качества работы городского коммунального хозяйства и проявленный трудовой героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1986 года присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот« Явнову Сергею Антоновичу». Я был так удивлён, что не знал, что и сказать.
Звезду в Кировском троллейбусном депо мне вручал председатель облисполкома Владимир Анатольевич Боков. Мне тут же дали новенький троллейбус с надписью: «Вас обслуживает Герой Соцтруда», на нём я ездил по 29-му маршруту. Номер у него ещё был интересный четыре двойки. Он и сейчас сохранился, только надписи нет.
После награждения меня избрали делегатом на отраслевой съезд профсоюзов. Я, водитель троллейбуса, был первым Героем Соцтруда в своей отрасли не только в городе, но и в Российской Федерации. На съезде я даже выступал. А в перерыве меня окружили со всех сторон и начали спрашивать обо всём. Даже не знал, кому отвечать
Не пожалели, что почти всю свою жизнь посвятили троллейбусу?
Никогда не жалел об этом. Троллейбус всегда был перспективным видом пассажирского транспорта. В настоящее время общая длина сети составляет 133,4 км. Доля перевозок в общем городском объёме 22 процента. По Новосибирску ездит более четырнадцати модификаций разных троллейбусов. Я думаю, что будущее за этим видом транспорта.