Оказывается, это кропотливый, длительный процесс. Только чтобы «подтянуть» здоровье, потребуется не меньше года
Найти и обезвредить
Конечно, готовиться к будущей учебе надо не с «завтрашнего дня». Как утверждает главный врач 1-й детской поликлиники Заельцовского района Роза Романкина, сразу после рождения маленького человека следует думать, с каким «багажом» он пойдет в ясли, детсад, а потом и в школу. Если для садика важны некоторые практические навыки и умение себя обслуживать, то для школы определенные знания, способность выдерживать значительные физические и психологические нагрузки.
После первого сентября ребенок попадает в совершенно новый для него мир, в окружение незнакомых людей. У него появляется множество обязанностей, ему приходится выполнять трудные для начинающего школьника задания. Одно только смирное высиживание уроков чего стоит!
Ладно, если малыш ходил в детский сад и привык быть в обществе сверстников и педагогов его не пугают строгость, требовательность чужих взрослых, грубость ребят постарше. А если он нежный домашний тихоня, на которого никто голос не повышал и которого пальцем не трогали? В этом случае суровая школьная действительность обрушивается на ребенка, словно тяжелая лавина. В состоянии ежедневного стресса его организм дает сбой за сбоем, поднимают голову старые и новые недуги. Сама атмосфера учебного заведения, занятия и задания могут вызывать у него острое отвращение. Все потому, что школа вошла в его жизнь неожиданно, вдруг, а идеальные представления о ней не получили подтверждения. Ведь одно дело играть в первый класс, и совсем другое сидеть за настоящей партой, отвечать у доски, получать замечания учителя
Поэтому, напоминает Роза Иосифовна, вплотную готовить шестилеток к будущей учебе надо где-то за год. А не спохватываться за две недели до сентября: ой, надо по врачам пройтись, подремонтировать малышу зубы, выправить речь и все такое прочее! Словом, сейчас самое время для начала серьезной ревизии здоровья ваших дочери или сына. Тем более что именно в шесть лет наступает период интенсивного роста, развития. С чего же начать проверку всех органов и систем организма будущего школьника?
Главный врач детской поликлиники считает, что кроме педиатра следует побывать у невропатолога, офтальмолога, хирурга-ортопеда, стоматолога, логопеда. Если лечащий врач считает это нужным посетить и каких-то других узких специалистов. Необходимо сдать анализы, пройти рекомендованные педиатром или его коллегами исследования. Все это позволит оценить общее состояние здоровья маленького пациента, выявить имеющиеся патологии.
Чаще всего, замечает Роза Романкина, у шестилеток бывают проблемы с опорно-двигательным аппаратом и зрением. У многих есть дефекты речи, хронические заболевания лор-органов, дыхательной системы. Но все это, утверждает опытный врач, вполне поправимо. Особенно если обнаружить патологию на ранней стадии и своевременно провести рекомендованное специалистом лечение.
С так называемыми организованными ребятишками проще: в детских садах проходят регулярные профилактические осмотры. Заметив какую-то патологию, доктора советуют родителям сходить к тому или иному специалисту. В детских учреждениях успешно действуют санаторные группы. Например, в Заельцовском районе в садик N 101 ходят малыши с ортопедическими проблемами нарушением осанки, плоскостопием и т. д. Они получают усиленное питание, массаж, физиолечение. В детсад N 336 обычно направляют ребят со слабым зрением. С помощью специальной аппаратуры, упражнений для мышц глаза врачам удается улучшить состояние зрительного аппарата воспитанников. В разных учреждениях есть группы для часто болеющих, логопедические, ортопедические. Все это помогает детям окрепнуть, подготовиться к школьным нагрузкам.
Ложечку за маму, ложечку за папу
Домашние шестилетки вроде бы тоже не обделены вниманием врачей. Эти дети наблюдаются у педиатра своего участка, раз в год проходят диспансерный осмотр. Но достаточно ли этого минимума? К тому же не всегда выполняемого. Мама и папа могут сводить ребенка в поликлинику, а могут и не сводить. Иногда они не прислушиваются к рекомендациям доктора, при болезни малыша обходятся домашними средствами. Часто «не замечают», что дочь или сын картавят, шепелявят, сидят на стуле, поджав под себя ногу, щурятся. Дескать, подрастет выправится. Хотя подобные мелочи могут со временем привести к серьезным проблемам.
Конечно, проще проявить свою любовь и заботу, скормив малышу порцию каши: ложечку за маму, ложечку за папу Или поиграв с ним пять минут в солдатики. Реальная помощь юному потомку требует более серьезных затрат сил и времени, определенных усилий. Они обычно окупаются сторицей.
Известно, что занятия у логопеда позволяют избавиться от нарушений артикуляции, и через несколько месяцев ребенок перестает картавить или шепелявить. Порой достаточно сделать небольшую операцию подрезать уздечку языка, чтобы речь пациента стала внятной и свободной. Усилия ортопеда тоже не останутся незамеченными: лечебная физкультура, плавание в бассейне, массаж, рекомендованные врачом стельки и обувь помогут забыть о таких неприятностях, как плоскостопие, нарушение осанки, а порой и ранний сколиоз.
При частых простудах педиатр может посоветовать витамины, повышающие иммунитет препараты, закаливание. А также лечение у лора (если постоянно возникают проблемы с гландами, аденоидами).
Планомерная многомесячная забота о здоровье ребенка обычно дает хороший результат. Главное малыш идет в школу без груза недугов и способствующих болезням состояний. А это значит, что окрепший за год ученик будет чувствовать себя сильнее, увереннее. Он быстрее адаптируется в новой обстановке, будет лучше учиться. А это важнее, чем съесть лишнюю ложечку за маму
И что очень важно надо дорожить своими достижениями. Но бывает, что родители первоклассника не знают меры: кроме обычной школы определяют его в музыкальную, танцевальную, на курсы иностранных языков, в спортивную секцию. Дескать, он теперь большой, пусть развивается В результате перегрузки у ребенка может случиться срыв, и все усилия по укреплению его здоровья пойдут прахом. Поэтому не стоит спешить с дополнительными занятиями, пусть маленький ученик привыкнет хотя бы к своим школьным обязанностям.
Перестройка это серьёзно
Кстати, адаптация к школьной жизни для первоклассника очень важный этап. Психолог Лариса Грачева назвала его определяющим. Нередко от того, становится ли новая среда обитания своей, близкой и естественной, зависит интерес ребенка к учебе и его школьные успехи. Или неинтерес и неуспех
По наблюдению Ларисы Николаевны, которая работает в школе N 109, детсадовские ребятишки с первого дня чувствуют себя в классах и коридорах учебного заведения вполне уверенно. Домашним явно тяжелее. Только если в старших классах учатся братья- сестры или рядом есть «ребята с нашего двора», им не так страшно. Во всех остальных случаях их угнетает одиночество и беззащитность. Это не такое уж безобидное состояние: при затянувшейся адаптации накапливается нервное напряжение, иммунитет падает, поднимают голову самые разные болезни.
В такой ситуации, убеждена Лариса Грачева, многое зависит от классного руководителя и родителей. И, разумеется, от их постоянного содружества. Если «классная» стремится к сплочению детей в учебном коллективе, занимает их общими делами, подчеркивает положительные качества каждого, старается разрешить конфликты мирным путем, то проблем становится все меньше. Дети дружной командой, в которой каждый «наш», нужный в их маленьком сообществе человек. В таких классах ребята адаптируются быстрее и где-то в течение месяца избавляются от всех отрицательных эмоций, связанных с изменением их статуса. Они с удовольствием ходят в школу, встречаются с новыми друзьями. И постепенно из категории домашних переходят в другую организованных детей. Так что, подсказывает психолог родителям будущих первоклассников, ищите для своего малыша мудрого, талантливого первого учителя. От этого полностью зависит и его самочувствие, и школьные успехи, а в конечном счете качество будущей взрослой жизни.
Специалист советует готовить шестилеток по двум направлениям. Очень важно укрепить его физическую форму, а для этого надо много гулять, заниматься подвижными играми, плавать в бассейне. В этом возрасте скелет растет быстрее мышц, если мускулатура слабая, она не поддерживает косточки, результат известен нарушение осанки. Так что необходимо ежедневно создавать, укреплять прочный мышечный корсет.
Также требуется расширять сферу общения ребенка (особенно домашнего!). В этом помогут школы раннего развития при Домах творчества. Там дети рисуют, лепят, разговаривают друг с другом. Этой же цели служат спортивные секции, танцевальные группы. Кстати, в них, кроме физической нагрузки, достаточной двигательной активности, малыши получают привычку к дисциплине, что тоже пригодится им в школе.
Бывает и так: врачи и родители замечают у шестилетки явные психологические проблемы. Обычно речь идет о гиперактивности или, напротив, о болезненной замкнутости, необщительности. Очевидно, что таким ребятам в школе будет очень нелегко. Значит, надо исправить эти недостатки личности, хотя бы смягчить их. В течение года перед первым классом с помощью психолога, психотерапевта, а в некоторых случаях и психиатра большинству таких детей удается помочь.
Чрезвычайно важно также, чтобы маленький ученик чувствовал искреннее внимание и любовь родителей, был уверен: он не один, у него прочные тылы. Тогда он стойко переживет любые трудности, с помощью близких решит самые сложные проблемы. В том числе и те, что неизбежно связаны с началом его школьной жизни.