Колонка писателя
«ВН» продолжает задавать вопросы активно работающим литераторам города:
1. Над чем вы сейчас работаете?
2. Как складывается журнально-издательская судьба ваших произведений?
3. Какие работы ваших товарищей по перу вас порадовали или огорчили?
Анатолий Соколов, поэт
1. Средства существования мне приносит преподавание философии, культурологии и других дисциплин в вузах Новосибирска. Научное (о нем говорить не буду) и литературное творчество приватное занятие, которому посвящается свободное время. В творчестве зависишь от экзотических, трансцендентных субъектов, обозначаемых такими терминами, как «муза», «Бог», «черт» и т. п. Их помощью, поддержкой и благоволением пытаешься заручиться всеми возможными способами. Прозаик может, отвечая на данный вопрос, сказать: работаю над новым романом. И предъявить рукописи глав, частей. В его деятельности в меньшей степени проявляется творческое начало. У поэта другая ситуация. Он может предъявить только готовый продукт. Писать стихи, желая писать стихи, невозможно. Конечно, постепенно накапливается и болтается в закромах, причудливо и произвольно сочетаясь, совокупляясь друг с другом, ворох строчек, строф, отдельные словосочетания, из которых однажды может сложиться пристойное стихотворение. А может и не сложиться ничего материал останется мусором, «сором» (Ахматова), из которого ничегошеньки не выросло и уже не вырастет никогда. В работе сейчас находится несколько десятков стихотворений. Надеюсь, что некоторые из них в конце концов родятся.
2. Слава Богу, успешно. Публикуется почти все, что пишу и предлагаю. Хорошо, если за год появляется десяток пристойных стихотворений да 34 научных и литературно-критических статьи. До 90-х годов занятия версификацией считал хобби. Не надеялся на публичную жизнь своих текстов. Но с началом перестройки обо мне и моих друзьях-поэтах вспомнили, начали приглашать в различные журналы, альманахи и т. п. Являюсь с тех пор постоянным автором «Сибирских огней». Публикуюсь в «Новосибирске», «Алтае», «Дне и ночи» и других изданиях. Штурмовать столичные журналы не пытаюсь. Не потому, что страдаю комплексом неполноценности. Уверен, мои тексты могли бы украсить страницы и «Нового мира», и «Знамени», и других знаменитых толстых журналов. Но не хочется хлопотать, суетиться, тратить силы на продвижение, проталкивание, т. е. на далекие от творчества процедуры.
3. В последние годы меньше читаю. По-видимому, стал более взыскательным и требовательным потребителем чужих и собственных текстов. Новых замечательных произведений создается не так уж много. Талант редкость. Гений исключение. Следую завету Мандельштама перечитываю старые книги. Среди любимых авторов Марсель Пруст, Томас Манн, Достоевский, Бунин, Александр Пятигорский. Из относительно новых с большим опозданием познакомился, наконец, в полном объеме с «Бесконечным тупиком» Дмитрия Галковского. Это, убежден, выдающееся произведение в рамках отечественной культуры ХХ века, как бы к нему ни относиться. Постоянно внимательно и ревниво слежу за творчеством уважаемых собратьев по поэтическому цеху.