Любители аниме с некоторых пор составляют отдельную субкультуру, со своими традициями и увлечениями
Центр Томска. Театр драмы. Суббота, ровно два часа дня. Крыльцо пустует всё уже началось. Что началось? Читаем над входом: «Siberia no Otaku no Saiten».
Чай, песни и оригами
Фестиваль японской культуры и анимации «Siberia no Otaku no Saiten», сокращённо просто SOS. И название это не имеет ничего общего с морским сигналом о бедствии. Напротив, на фестивале гостей ожидало самое радужное настроение, интересные люди, «косплей, аниме-клипы, караоке, суши, мастер-классы и многое другое», о чём извещал плакат на входе в театр.
С суши и мастер-классами всё более или менее понятно (впрочем, оттого не менее интересно): искусные мастера учили новичков играть в го (одна из известнейших восточных интеллектуальных игр, с помощью которой великие полководцы древности познавали азы тактики), складывать из бумаги журавликов и бабочек, готовить суши и проводить чайную церемонию.
Конкурс караоке тоже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Разве что петь нужно обязательно на японском и, конечно, желательно попадать в ноты, да и выступить красиво тоже. Другое дело косплей и аниме-клипы.
Карнавал на сцене
На первый взгляд, косплейные сценки и дефиле очень напоминают школьные карнавалы, для которых детям шьют костюмы любимых сказочных и мультяшных персонажей, одевают забавные цветные парики и раскрашивают лица ярким гримом. Здесь, по сути, то же самое только на другом уровне. Каким бы абсурдным это ни казалось, взрослые люди не спят ночами, тратят уйму денег, чтобы на несколько минут почувствовать себя героями аниме (иными словами, японского мультфильма) и результаты превосходят все ожидания. Смотреть на косплей интересно не только отаку людям, всерьёз увлекающимся японской анимацией, но и постороннему зрителю. Сценки забавные и хорошо поставлены, костюмы невероятно красивые: словом, просто глаз радуется.
Между прочим, такой костюм обходится косплееру куда дороже, чем большинство анимешных нарядов, так как джей-рокеры не жалеют денег на имидж и часто используют в сценических костюмах кожу, натуральный мех, кружево, корсеты и кринолины, самые дорогие ткани и аксессуары. Впрочем, участников фестиваля это не останавливает, и, на радость гостям и фотографам, на сцене появляются мальвины и арлекины с электрогитарами, затянутые в чёрную кожу и латекс барабанщики и вокалисты с цветными волосами и на огромных платформах.
С голубого экрана
Создание аниме-клипов (или AMV) хобби многих отаку. Казалось бы, это совсем несложно: достать простенькую монтажную программку, нарезать кадров из любимого аниме, положить видеоряд на красивую музыку и клип готов. Но чтобы клип получился действительно хорошим, нужна оригинальная идея песня и подобранные кадры должны нести в себе смысл и уникальную атмосферу, а особо талантливым ребятам удаётся создавать такие клипы, которые позволяют по-новому взглянуть на аниме, из которого сделана нарезка, и увидеть несколько новых трактовок сюжета.
Но и это не всё: для качественного клипа очень важна техническая сторона. Движения на экране должны чётко попадать в ритм, переходы с кадра на кадр быть естественными и аккуратными. Малейшие недочёты бросаются в глаза и портят впечатление, так что хорошие AMV это настоящее искусство.
Лучшие из лучших выбираются на конкурсах и фестивалях вроде SOS зрительским голосованием. Эта часть фестиваля совершенно не похожа на примелькавшиеся церемонии объявления победителей: фантазия анимешников безгранична, и на экране можно увидеть абсолютно неожиданные сочетания песни и аниме-источника, очень разнообразные по жанру и настроению клипы.
Так бы и не отрывать взгляд от большого экрана над сценой и радоваться новым клипам Но конкурс AMV, как и весь фестиваль, быстро закончился, и вечером воскресенья его участников уже ждали автобусы, электрички, поезда
Мечты сбываются
Этот масштабный фестиваль был организован самими отаку простыми любителями аниме, многие из которых ещё лет пять назад не знали друг о друге и даже предположить не могли, что когда-нибудь выйдут на сцену драматического театра в костюме любимого героя, попадут под прицелы десятков камер и фотоаппаратов, окажутся на страницах газет и на телевидении.
Сам SOS проводится уже третий раз: стартовал он в 2005 году в Новосибирске и с тех пор путешествует по городам Сибири: в прошлом году это был Барнаул, сейчас Томск. Через год наш фестиваль снова вернётся в Новосибирск.
Конечно, были у «Siberia no Otaku no Saiten» и предшественники: зимой в Москве проводится фестиваль «Аниматрикс», похожие мероприятия бывают и в Питере, и в других городах России не говоря уже о Европе, Америке и, конечно же, Японии. Организацией занимаются аниме-клубы: в Новосибирске это клуб «Хикари», в Томске «Икс», в Барнауле «Хеллсинг». Им, в первую очередь, приходится искать зал, подготовить аппаратуру, напечатать билеты и сувениры и продумать программу фестиваля. Но анимешники люди романтичные, общительные и целеустремлённые, и уж они-то точно умеют воплощать свои мечты в жизнь и создавать вокруг себя сказку хотя бы на одни выходные.
Процесс важнее
По дороге из Томска в Новосибирск кто-то спал, а для остальных включили видеозапись с прошлогоднего фестиваля посмотреть её было очень интересно, правда, пригушенные разговоры все-таки были о двух прошедших днях. Важнее всего были даже не новые впечатления и знания, а общение с друзьями и удивительно уютная, праздничная атмосфера. Театр драмы, в котором многие были впервые, казался давно знакомым и родным местом, а окружающие люди давними друзьями.
Именно эта черта выгодно отличает SOS от московских фестивалей: сибиряки делают акцент не на результате конкурса, а на самом процессе. Не главное выяснить, кто лучше всех рисует, поёт, ставит сценки и шьёт костюмы, важнее собраться всем вместе, познакомиться с теми, кого ещё не знаем, преподнести друг другу сюрпризы и весело провести время вместе.
Любовь с первого кадра
В принципе, ничего удивительного: любители аниме с некоторых пор составляют отдельную субкультуру, со своими традициями и увлечениями. Многим совсем не улыбается просто часами сидеть перед экраном и смотреть аниме ради самих аниме. Хочется побольше узнать о Японии, понять эту культуру и быть к ней хоть как-то причастными. И тогда они отправляются на курсы японского языка, учатся играть в го, берут в руки катану и всерьёз изучают восточные боевые искусства. Одни рисуют собственную мангу комиксы в японском стиле, другие углубляются в восточную философию. Кстати говоря, немало анимешников среди студентов и выпускников факультетов востоковедения НГУ и других вузов. Изучая язык и культуру Японии, трудно не обратить внимание на аниме и мангу, которые в Японии невероятно популярны.
Впрочем, отаку становятся не только профессиональные востоковеды. В аниме-клубах можно встретить людей всех возрастов и профессий: от восторженных школьников до взрослых респектабельных мужчин и женщин, преуспевающих в своей карьере, однако находящих время и на аниме. Собираясь на клубные встречи, готовясь к косплею и организуя фестивали, анимешники находят не только хороших друзей, но иногда и большую любовь.
Большие глаза и длинные ноги
Существует забавный стереотип: слово «аниме» чаще всего ассоциируется с огромными глазами, длинноногими девочками в коротких платьицах с длинными волосами, вопящими с экрана что-то о «возмездии во имя Луны». В общем-то ничего удивительного: из японской анимации на российских экранах «засветились« в основном девочки-волшебницы из сериала «Сейлор-мун», Трансформеры и странные зверушки-покемоны.
На самом деле, конечно, большие глаза это вовсе не отличительная черта аниме (к слову, японцы временами экспериментируют с рисовкой, и в итоге персонажи выглядят абсолютно непохожими на такой стереотип). Главное это содержание.
Аниме снимают не только для детей, но и для взрослых. По сюжету, его воплощению и идеям, заложенным в произведение, оно не уступает кино, но гораздо дешевле в производстве и абсолютно не ограничено в спецэффектах, а поэтому автору куда проще создать достойную вещь и донести до зрителя свои мысли. К тому же любое аниме наполнено неподражаемым японским колоритом и снято с точки зрения восточного взгляда на мир, который всегда манил и очаровывал европейского зрителя.