Бомба сработала под локомотивом «Невского экспресса»
Теракт, однозначно теракт. Если утром позавчерашнего дня ОАО «Российские железные дороги» осторожно сообщило, что вагоны поезда сошли с рельсов «в результате внешнего воздействия», то к вечеру версия о теракте не только вышла на первый план, но и появились два подозреваемых.
Об одном подозреваемом, сообщает РИА «Новости», журналистам рассказал руководитель Следственного комитета при Генпрокуратуре Александр Бастрыкин. Впрочем, подробностей он привёл мало, не стал говорить и о предполагаемых мотивах преступления, назвал только мощность бомбы около трех килограммов в тротиловом эквиваленте.
А чуть позже «Фонтанка.Ru», сославшись на замначальника департамента обеспечения безопасности на транспорте генерал-майора Георгия Фоменко, проинформировала о составлении двух фотороботов подозреваемых. По словам Фоменко, «после опроса местных жителей выяснилось, что в прошедшие несколько дней здесь были замечены трое незнакомых людей».
«Здесь» это на участке Октябрьской железной дороги Бурга Малая Вишера, где «Невский экспресс» за 30 метров до небольшого железнодорожного моста через речку Черную ожидало взрывное устройство.
«Взрыв произошёл, когда состав, следующий из Петербурга в Москву, приближался к мосту под второй секцией электровоза, пишет «Газета.Ru«. Скорость экспресса в тот момент составляла примерно 180 километров в час, и тяжёлый локомотив, миновав развороченные взрывом пути, по инерции протащил за собой 13 вагонов через шестиметровый мостик над речкой. Наконец пятый, шестой, седьмой вагоны и вагон-ресторан, потеряв опору на грунте, стали заваливаться набок. Расположенные в сцепках вагонов воздушные шланги оборвались, давление в системе упало, и автоматика заблокировала колёсные пары пропахав более полукилометра железнодорожных путей и насыпи, состав остановился »
Академик Адольф Мишуев, руководитель Московского научно-технического центра по взрывоопасности, считает, что последствия теракта могли быть куда более серьезными, если бы взрыв произошёл не под поездом, а перед ним. «Не исключено, что нажатие кнопки, приводящей взрывное устройство в действие, произошло с опозданием», заявил он «Газете.Ru».
«Представьте себе поезд, несущийся со скоростью 65 метров в секунду, приводит интернет-издание слова академика. Подрыв произошёл не перед локомотивом, как рассчитывалось, а в его середине. В результате тяжелый локомотив вытянул хвост состава через развороченные пути и успел проскочить мост. А если бы первым сошёл локомотив, как рассчитывали преступники, он утянул бы весь состав в овраг. В этом случае вагоны подверглись бы сильной деформации и жертв было бы куда больше».
Все 217 пассажиров «Невского экспресса» остались живы. 26 пострадавших были отправлены в муниципальные лечебные заведения, четыре человека госпитализированы в состоянии средней тяжести, а двоих увезли в железнодорожную клиническую больницу в тяжелом состоянии. Ещё около трёх десятков человек получили не столь тяжёлые травмы и обошлись без госпитализации.
Кто и зачем пытался пустить состав под откос? «Интерфакс» передал, что теракт мог быть направлен против конкретных пассажиров поезда, возможно, что к взрыву причастны праворадикальные организации. Кроме того, рассматривается «кавказский след», однако, по словам оперативников, эта версия не стоит в числе лидирующих. Некоторые государственные деятели высказывают мысль, что теракт может быть связан с проходящей сейчас в Ингушетии специальной комплексной профилактической операцией. Однако эту версию напрочь отметает «Чеченский комитет национального спасения». «Когда в России что-то происходило, в этом всегда видели чеченский след, а сейчас начали приплетать и Ингушетию», заявил «Газете.Ru» руководитель регионального общественного движения Руслан Бадалов.
По данным «Газеты.Ru», по Октябрьской железной дороге пущен бронепоезд, ранее используемый в Чечне при поиске заминированных участков дороги, не заминированы ли железнодорожные пути ещё где-то?