Виктор Ильин

Теперь он был бы седым, грузным и, разумеется, очень известным писателем. Наверное, седеющий мэтр, он давал бы мастер-классыначинающим литераторам, раздавал автографы и пел бы хрипловатым голосом под гитару свои удивительные песни. Но этого уже не произойдёт никогда, ибо Виктор ушёл непростительно рано и давно — тридцать лет назад.

Виктор Ильин. Теперь он был бы седым, грузным, окружённым внуками и, разумеется, очень известным в городе (а может быть, и не только в городе) писателем. Наверное, седеющий мэтр, он давал бы мастер-классы начинающим литераторам, раздавал автографы и пел бы хрипловатым голосом под гитару свои удивительные песни: «Про Фому», «Над планетой ветерок-сиверок», «Мосты» и др. И также грустно, и чуточку в себя глядели бы его карие глаза, а губы трогала смущённо-виноватая улыбка. А из глубины зала влюбленно глядели бы на него пожилая женщина — его жена (моя одноклассница) Галя Унжакова и взрослый сын. Но этого уже не произойдёт никогда, ибо Виктор ушёл непростительно рано и давно — тридцать лет назад. Ушёл в расцвете сил и таланта в тот запредел, откуда не возвращаются. И мы, его друзья и коллеги, провожали его памятной осенью 1976-го, под шелест опадающей листвы не веря и не желая уразуметь случившегося — нет больше Вити, души

ЛИТО, пожалуй, самого одарённого и перспективного из нас. Хмурился молодой Виктор Крещик (ныне маститый поэт Зернов), кусала губы Таисия Пьянкова (ныне известный сказитель), смахивал слезу Николай Шевяков (ныне искусный резчик по дереву) и витала над всеми Витина пророческая песенная строчка «…догорают обратные все мосты».

Нынешнее обращение к творчеству Виктора Ильина — не ностальгия по ушедшей молодости, но дань памяти яркому, нераскрывшемуся до конца таланту. «…Ты, может, вспомнишь обо мне, как о цветке неповторимом» — эта есенинская печаль всегда охватывает, когда ежегодно 21 сентября мы поминаем его — поэта с не сложившейся литературной судьбой, не увидевшего при жизни ни одной своей книги, но оставившего ворох замечательных стихотворений, ожидающих и, наверное, дождущихся публикаций и справедливой оценки. А то, что «цветок» этот был неповторим и бесценен, никогда не вызывало сомнений: ни у нас — его друзей, ни у наших старших собратьев по перу, не единожды выделявших его рукопись на региональных семинарах молодых писателей Сибири. И всегда удивляло, откуда в этом пареньке из рабочей семьи, не имевшей в своём дому и пяти стихотворных сборников, откуда в этом хулигане и грозе Южного посёлка, убегавшем с уроков и самозабвенно колотившем «чику» на послевоенных улочках Кривощёкова, столько душевной чистоты и зрелости. Увы, уразуметь это вряд ли возможно. По непостижимым законам бытия, по воле Всевышнего с небес источается этот дар, именуемый талантом, вместе с солнечным светом и влагой дождевой проникает в сердца избранников, заставляя их трепетать и вибрировать, даруя особую зоркость душе, обострённую чуткость рецепторам, превращая человеческую особь в драгоценнейший и редчайший инструмент, имя коему — поэт.

Таковым и был Виктор. И не важно, что поэтическое наследие его невелико, важно, что оно есть и должно остаться в литературной сокровищнице Сибири хотя бы несколькими стихотворениями, подобно тому, как единой строчкой или единственным стихотворением остались в истории России Иван Мятлев («Как хороши, как свежи были розы…»), Василий Сиротин («Улица, улица, ты, брат, пьяна») и многие талантливые, но незаслуженно забытые наши соплеменники.

Руководитель литературного объединения «Молодость» Евгений Мартышев

ИКОНА

В моём шкафу, немного запылённом, среди стихов, как будто бы в скиту, от времени поблекшая икона стоит, оберегая немоту. Ни серебра, ни броской позолоты, и ясно представляется, с кого в минуту поэтического взлёта писался этот абрис восковой. Колокола гудут! Колокола! Напрасно баба косу расплела. И татарва у крепостных ворот — на Новгород идут! На Новгород! Колокола! Гудящая смола! У стен горят живые факела! И христианским призрачным венцом плывёт скорбящей матери лицо. Я женщину с младенцем на руках представить не могу себе иначе, как эту одолевшую века, явленную в наш день в платочке грачьем. И потому в шкафу моём — в скиту живёт она, от времени безлика, и, затая былую красоту, грустят глаза увядшей повиликой.

О ДРУЖБЕ

Когда мне, словно старенькие бусы, навязывают, может быть, любя, свои каноны, взглядики и вкусы, о дружбе незатейливо трубя. Когда мне за столом, за чашкой чая суют мыслишку мелкую тайком — как будто бы по дружбе выручают, одаривая рваным трояком. Когда слова, как прелые рубахи, расхлёстаны, до срока «на ура». Когда одно мгновение до взмаха безжалостно — тупого топора, я говорю торжественно и сухо, я говорю, как друг её большой, что дружба — не затасканная шлюха, а девочка с обидчивой душой.

О, эта хата, что тулится с краю со слепотой зашторенных окон, замшелая от дедовских времён — живучестью своею поражает. Зарылась в землю чуть ли не по крышу, А вот поди ж ты, подлая, скрипит, и слышит всё и ничего не слышит, и по ночам, ворочаясь, не спит. Прогнила вся вплоть до последней плахи, на ладан дышит, старая, и всё ж живут в ней по углам большие страхи и маленькая, подленькая ложь. И всё ещё за шаткою оградой торчит крыльцо, как любопытный нос. Она сама давно себе не рада, да всё никак не попадёт под снос.

ДЕТСТВО

С пяти утра за хлебом я стою и вновь листаю «Робинзона Крузо», и думку, как за пазухой, таю — сегодня уж полакомлюсь. От пуза! А во дворе лихая ребятня на щелбаны наяривает в «чику», и кость сухую гложет у плетня дворняга добродушнейшая — Чита. О, детство, в этом нет твоей вины. Поэтами воспето многократно, ты просто не теряешь новизны, по-прежнему светло и многогранно. В твоей стране так много тем больших, запретных огородов, птичьих пений! Крапива обжигает мне колени. О, сколь чудес! Я впитываю их. Они кругом! И в кущах у реки, и в поле меж душистыми стогами, где до сих пор живут полевики с корявыми и добрыми руками.

Оставив по наследству голубей, чтоб поскорее выглядеть мужчиной, я надевал избитости личину и незаметно делался грубей. Душа, как придорожные кусты, томилась под налётом серой пыли, но рушились обратные мосты, и по реке обломки тихо плыли. И как теперь помочь своей беде? Молчания ни словом не нарушив, в какой глуши, в какой живой воде прополоскать израненную душу, побить её о камушек крутой, почистить на заре песочком влажным, чтоб подарить потом девчонке той, любимой, но потерянной однажды?

КОСУЛЯ

Во дворе районной старой бани, где росла и зрела лебеда, вдруг истошно кто-то загорланил: — Ой, держи её! Сюда! Сюда! Двор мгновенно превратился в улей, а в углу, затравленно дрожа, озиралась рыжая косуля, даже не пытаясь убежать. Кралась к ней открыто и неловко банщица усатая, как сом. Бельевая грязная верёвка на локте висела, как лассо. И, решившись вдруг, легко и скоро, всё сметая на своём пути, сиганул я с шаткого забора: — Тётенька, не надо! Отпусти! О, толпа! О, жажда жаркой крови! Не услышат, хоть ты закричись. На меня нахмуренные брови натыкались, словно кирпичи. И потом, когда толпа остыла, схлынула, как ночью летний зной, было и обидно, и постыло. Я ушёл, убитый, сам не свой. Пахло сеном, свежими грибами, расправляла листья лебеда. Во дворе районной старой бани я прощался с детством навсегда.

В РАБОЧЕЙ СТОЛОВКЕ

Столовка донельзя проста: стул, столик колченогий. Таких столовок теснота известна очень многим. Компот из яблок, суп харчо, дешёвые котлеты… Но есть такое, что влечёт меня в столовку эту. Она приходит ровно в шесть, глаза чуть-чуть печальны… А я спешу напротив сесть, Как будто бы случайно. И вновь лицо её летит улыбчиво и молча. И пропадает аппетит после работы волчий. Да ну! Какая там еда! Приходят мысли мерно: «Коль ходит ужинать сюда, не замужем, наверно». А вот осмелюсь и спрошу, наверняка узнаю. Издалека доносит шум вечернего трамвая… И я встаю: сейчас, сейчас… волос тугие нити… — Простите, а который час? Который час, взгляните!

НА БЕРЕГУ

Вот это да! Вот это да! Какая жгучая вода! Как сто монашек холодна, как нелюбимая жена. А кто-то там на быстрине тепло зовёт: «Плыви ко мне!» туда, к медвежьим островам, где приворотная трава и простота случайных встреч, и теплота округлых плеч, где всё непрочно и легко — до островка недалеко. А я стою на берегу, никак решиться не могу.

БУНТ ПРОТИВ ПЛОСКОСТИ

Над стройкой плыли долгие звонки, а мы с Серёгой были новички. Нас бригадир с веснушчатым лицом старательно и нудно поучал: вот это, мол, лопата, это лом, носилочки, отходы кирпича. А напоследок плоско пошутил: — Ну в общем так, что круглое — кати, А плоское… как надо понимать, сподручней не катить, а кантовать. Мы кантовали, не жалея рук, и думали: «Ужель земля кругла?» Всё было плоским: доски, крана крюк и кирпичи, и стеклоткани тюк, и шуточки девчат, и солнца круг казался плоским, словно камбала. Но мы кайлой вгрызались в плоский грунт совсем без ловкости… И это был, по сути, бунт, бунт против плоскости. И пусть гудела к вечеру спина, всё ж округлялись бицепсы у нас. И отступали острые углы, и капли пота были так круглы. А на кайлу садилась стрекоза, таращила округлые глаза. И девичьи задорные смешки катились к нам, как будто колобки. И были мы уже не новички.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент