Даже если этого не просит обманутый потребитель
Если вам подсунули дрянную куртку, у которой подкладка висит мешком, если микроволновка после трех дней гудит, но ничего не греет, если сапоги раззявили носы на четвертый день осени, значит, вы становитесь в ряды граждан, которым надо себя защитить. А для этого надо знать хотя бы основы специального Закона «О защите прав потребителей». Кстати, это один из немногих нормально действующих правовых актов, которые все быстрее пекутся у нас в последние полтора десятилетия. Но и вполне работающий закон тоже требует поправок. Недавно Верховный суд внес некоторые изменения в свое же постановление, в котором обобщалась судебная практика по защите прав покупателей.
Далеко не всегда продавец товара или услуг, а равно исполнитель, изготовитель, импортер соглашается с потребителем-истцом. Ну не хочет признавать его требования, и все тут. Уловки недобросовестных многим известны. Если суд после изучения обстоятельств, после экспертиз примет решение в пользу заявителя, то может обязать продавца не только поменять некачественный товар, переделать, допустим, ремонт, но вправе наложить на него штраф. Но «вправе» означает на усмотрение суда. Теперь Верховный суд внес существенные изменения. Суть в том, что суд теперь просто обязан взыскать с ответчика штраф, даже если обиженный потребитель сам этого и не просит. Взыскать и записать это в решении.
Изменение серьезное. Оно дает возможность обществам защиты прав потребителей или аналогичным отделам в органах местной власти более активно защищать права обманутых и обиженных граждан причем за свои же деньги. Теперь защита потребителей станет более выгодной. Потому что в том же решении об обязательности штрафа суд должен записать, что половина его пойдет обществу или органу местной власти, если иск в интересах потребителей исходит именно от них. А судя по статистике, защищаться нам всем от негодных товаров и услуг меньше не приходится. Несмотря на все более цивилизованные формы торговли.
В первом квартале этого года в городе всего было зарегистрировано чуть не 12 с половиной тысяч обращений по фактам нарушения законодательства о защите прав потребителей, примерно на тысячу меньше того же прошлогоднего периода. Львиная доля, то есть 12 тысяч, была разрешена положительно, то есть в пользу граждан, когда некачественный товар заменяется, производится ремонт или происходит возврат денег. Лишь одна цифра: людям за плохие товары и некачественные услуги возвращено семь миллионов рублей. В суд ушло около ста исков, подготовленных с помощью сотрудников комитета мэрии по защите прав потребителей и районных отделов. Меньше на 13 процентов стало обращений по качеству мобильных телефонов, на 42 процента снизились претензии по поводу плохих телевизоров, снижение жалоб по обуви на 19 процентов. Но зато изготовление мебели перестало устраивать горожан, жалоб больше. И рост аж на 60 процентов по банковским услугам.
В частности, люди жалуются на неполную, недостоверную информацию в момент заключения договоров, сказал нашему корреспонденту главный специалист комитета мэрии по защите прав потребителей Александр Берилло. Мы обобщаем материалы, делаем анализ. Вообще из года в год наблюдаются пики и падения жалоб по группам товаров.
Действительно, в прошлом году чуть не на треть было больше обращений по обуви, чем в предыдущем 2005-м, а сейчас, как было сказано, снижение. По сотовым телефонам тоже жалобы пошли вниз. От чего это зависит, есть ли закономерность?
Думаю, что все-таки наши люди стали более грамотными в защите своих прав. Не стесняются обращаться, учатся отстаивать свои интересы. Думаю, наши два «Справочника покупателя» тоже сыграли свою воспитательную роль. А еще мы уже четырнадцать раз выпускали сборники нормативных документов, регулирующих защиту прав потребителей. Коммерсанты тоже озабочены имиджем своих фирм, больше внимания уделяют отношениям с покупателями.
И все же, как видим, обращений меньше не становится. Наверное, так и должно быть. С одной стороны, рост потребительского самосознания и правовой защиты, с другой все новые товары и услуги, масса подделок, контрабанды. Так что бдительности терять нельзя.