Фокусник и 35 каскадёров
Экранизировать Филиппа Дика в последнее время, похоже, становится модным. Начался этот процесс в 1982 году культовым фильмом «Бегущий по лезвию», в основу которого лег роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». За последующие 19 лет свет увидели еще два фильма по Дику: «Вспомнить всё» (1990) и «Крикуны» (1995). А в 2002 случился прорыв: один из самых кассовых голливудских режиссеров Стивен Спилберг снял «Особое мнение», и понеслось: с тех пор фильмы по Дику появляются на свет чуть ли не ежегодно: «Пришелец», «Час расплаты», «Помутнение» и вот теперь «Пророк» (в оригинале «Next») Ли Тамахори, «как бы экранизация» рассказа «Золотой человек».
«Как бы» потому, что от рассказа в фильме не осталось настолько ничего, что даже непонятно зачем надо было указывать Дика в титрах (для привлечения в кинозалы любителей классики, фантастики, разве что так?). «Золотой человек» Дика не столько человек, сколько животное (он лишен лобных долей мозга). Но он наделен даром предвидения и роскошными рефлексами, потому практически неуязвим: от пули сбежит, из засады уйдет. И именно эта безмозглая мутация в ближайшем будущем вытеснит с лица земли человека ибо герой обладает внешностью греческого бога, и женщины ну никак не могут ему отказать
Герой Николаса Кейджа, Крис Джонсон, далеко не так хорош собой, и с мозгами у него все в порядке. Единственное отклонение от нормы: он видит свое будущее, но, во-первых, только свое, во-вторых, только на две минуты. Впрочем, этого ему хватает на то, чтобы выступать с фокусами и скромненько разживаться деньжатами в казино (детка, мы в Лас-Вегасе).
Из правила «двух минут для себя» есть только одно исключение: в природе существует некая прелестная девушка (Джессика Биель), с которой Крис пока не знаком, но знает, что в один прекрасный день (какой неизвестно) ровно в 9.09 (то ли утра, то ли вечера) она появится в одной придорожной забегаловке, и что это судьба.
Попытки «пророка» найти свое личное счастье могли бы стать прелестной романтической комедией в стиле «Дня сурка» (Крису постоянно приходится проигрывать «в уме» варианты знакомства но каждая версия будущего заканчивается тем, что его бесповоротно отшивают) Но всю малину портят ФБР и железная леди Джессика Мур, которой позарез надо отыскать ядерный заряд, который нехорошие террористы в красных майках с серпом и молотом спрятали где-то на просторах Америки. И она почему-то считает, что если «золотого человека» как следует припугнуть, то он сможет предотвратить теракт. ФБР начинает погоню, и террористам тоже становится интересно: а что такого в этом фокуснике, что из-за него такой сыр-бор? И террористы (видимо, для симметрии) объявляют охоту на Джессику Биель.
И начинается нормальный боевик: мотивы как положительных, так и отрицательных героев совершенно неясны, зато главный герой очень быстро и красиво бежит, уворачиваясь от пуль, падающих бревен, булыжников и всего остального, машины летят в пропасть, вертолеты бороздят небесные просторы, террористы берут заложников И все это на фоне весьма впечатляющей суровой природы индейских резерваций, каньонов, водопадов и др. В общем, ярко, красиво и динамично, не без выдумки и не без юмора. И не без размаха: только в лос-анджелесском порту, где снимался самый большой эпизод фильма (атака на грузовой корабль), с террористами, спецназом, агентами ФБР, вертолетами, стрельбой и взрывами на борту огромного грузового судна было задействовано более 35 каскадеров, а также статистов, специалистов по спецэффектам. И, в общем, видно, что все они недаром ели свой хлеб (кстати, бюджет фильма 70 миллионов долларов).
По словам самого Николаса Кейджа, в этом фильме ему сполна удалось реализовать и продюсерские, и актерские амбиции. Это он уговорил сценариста сделать его героя фокусником (чтобы осуществить свою детскую мечту) и, говорят, получил немалое удовольствие, собственноручно выполнив несколько трюков. Кстати, вместе с ним в фильме снялась и его жена Эллис: в эпизодической роли «женщины из зала», которую фокусник вызывает на сцену, чтобы помочь продемонстрировать свои паранормальные способности.
«Пророк» мог бы быть бесконечным поскольку большая часть экранного времени отдана под «прокрутку вариантов будущего», и, ежели что пойдет не так, герой всегда может вернуться к предыдущей точке и попытаться пройти этот уровень еще раз. Но он прерывается на самом интересном месте: вляпавшись по самые уши, Крис Джонсон возвращается во времени назад, целует любимую и, как настоящий супермен, с утра пораньше отправляется спасать мир. Честно говоря, слабоватый финал. Впрочем, то же самое можно сказать про сценарий в целом. Но зато зрелищно и незатянуто (всего-то полтора часа, которых вполне достаточно). Хотя вряд ли этот фильм когда-либо назовут «культовым» или «легендарным», и даже имя Филиппа Дика в титрах тут вряд ли чему-то поможет.