Россия, как один из крупнейших в мире производителей газа и нефти, безусловно, заинтересована в увеличении их производства и сохранении статуса надёжного поставщика энергоресурсов.
Однако эффективность отечественных нефтегазовых компаний сдерживается несовершенством нормативно-правовой базы в области недропользования. Эта актуальная проблема недавно обсуждалась на парламентских слушаниях, организованных Комитетом Госдумы по природным ресурсам и природопользованию.
Нормативная база в сфере недропользования полна противоречий и нуждается в развитии, а сроки получения правоустанавливающих документов, позволяющих приступить к пользованию недрами, составляют от полутора до двух лет. Порядок и сроки подготовки и рассмотрения проектной документации на разработку месторождений не урегулированы нормативными правовыми актами. Фактически рассмотрение осуществляется не органами государственной власти, а назначенными экспертными организациями, существование которых не предусмотрено законом. Парадокс: функции госуправления фактически осуществляет посредник, принимающий к рассмотрению проектные документы на основе графиков, утверждаемых в начале года и не подлежащих изменению. В итоге пользователи недр не имеют шансов попасть в график на текущий год, если в том возникнет необходимость, и подготовленный проект направляется на экспертизу, к примеру, в середине года. Рассмотрение тянется годами, а пользователь недр не может приступить к разработке, что ведет к бюджетным потерям и проблемам в области занятости. Но если он начинает работать без проектного документа, то автоматически становится нарушителем. Таким образом, давно назрела реальная необходимость подготовить и принять пакет нормативных правовых актов (возможно, в виде постановлений правительства), которые бы регулировали вопросы проектной документации.
Участники парламентских слушаний обсудили и такие важные вопросы, как основания и сроки внесения изменений в проектную документацию, упрощенный порядок корректировки проектов пробной эксплуатации и опытно-промышленной разработки. Кроме того, сегодня для внесения изменений в проектный документ необходимо столько же времени, сколько и для утверждения нового. При этом непонятно, должен ли пользователь недр в это время останавливать добычу полезных ископаемых (а это зачастую длительный и технически сложный процесс) или нет.
Еще один важный вопрос для дискуссии контроль за реализацией проектной документации на разработку месторождений, порядок его осуществления. По мнению экспертов, необходимы анализ причин неисполнения показателей проектной документации и возможность ее корректировки в случае выявления объективных причин отхода от утвержденных показателей.
Немало проблем связано с требованиями законодательства регулировать правила разработки месторождений в рамках технических регламентов, принимаемых в виде федеральных законов. Не до конца ясен вопрос, кто именно должен готовить тексты таких регламентов до момента их внесения в Государственную думу. Возможно, говорят специалисты, имеет смысл вывести вопросы, касающиеся регулирования процессов добычи полезных ископаемых, из сферы технического регулирования и предусмотреть возможность создания и утверждения новых правил разработки, к примеру, постановлением правительства.
Таким образом, нормативно-правовая база в области недропользования нуждается в совершенствовании, что и подтвердил общий настрой участников парламентских слушаний.
Подготовлено по материалам «Парламентской газеты».