Страницы истории
22 декабря 80 лет назад был принят план ГОЭЛРО, который положил начало созданию энергосистемы сегодняшнего дня.
Как все начиналось...
Первое коммерческое предприятие, занимающееся электрификацией, было зарегистрировано еще в 1886 году в Санкт-Петербурге. Оно называлось «Общество 1886» и было основано группой коммерческих предприятий и банков. Именно это предприятие положило начало развитию электрической сферы экономики России.
Согласно контрактам «Общества»:
*31 июля 1887 года включена в работу локомобильная блок-станция для освещения торговых рядов и квартир;
*в 1888 году пущена небольшая локомобильная электростанция;
* 1897 году установлена первая паротурбинная электростанция мощностью 2000 лошадиных сил (1470 кВт);
* В 1899 году в Москве пущен первый электрический трамвай.
Так началось «электрическое дело» в России.
Иностранные инвесторы охотно вкладывали свои капиталы в развитие энергетики в России. С 1895 по 1899 годы капиталовложения в электрическую промышленность составили 22,3 процента от всех инвестиций. Такому положению дел способствовала политика правительства, направленная на поощрение иностранных концернов в части создания в России дочерних предприятий, производивших иностранные, в основном немецкие, электротехнические товары, но уже под русской маркой.
Первые электрические фонари Новониколаевска
Мысли о строительстве электростанции в Новониколаевске появились еще в 1906 году, но в городской управе тогда не нашлось средств. На заводах электричество вырабатывали паровые машины, улицы освещали 86 керосиновых фонарей, а городские синематографы работали на динамомашинах.
В 1911 году городским управлением было принято решение построить к 300-летию династии Романовых электростанцию. Электростанция была построена, как и планировалось, к началу 1913 года. А уже в конце года электроэнергию получали 540 абонентов. Стоимость электроэнергии для населения составляла 30 копеек, для промышленников - 45 (для сравнения, ржаная мука стоила тогда 5 копеек за фунт, а гречка - 8 копеек).
Город рос, развивался. Количество абонентов станции увеличивалось с каждым днем, и ее мощности катастрофически не хватало. Тогда томскими учеными была спроектирована новая электростанция. Разрешение на ее строительство городская управа получила в 1914 году. Но дело пришлось отложить...
В планы вмешалась война
В годы предвоенного подъема в «электрическом деле» России число акционерных обществ в электротехнической промышленности увеличилось с 12 до 22, а их капитал с 1910 по 1914 годы поднялся на 71%. В электроэнергетической промышленности число АО за эти четыре года возросло с 13 до 24, а капитал вырос на 100%. По темпам развития за этот короткий срок электротехническая и электроэнергетическая отрасли экономики России предоктябрьского периода практически обогнали средний темп прироста капиталов в российской промышленности.
Тем не менее отставание России от Запада в электрификации промышленности, замене в ней доминирующей «паровой силы» на «электрическую» было заметным. Но это не мешало инвесторам. Темп роста инвестиций в электрическую сферу был колоссальным - в среднем 20-25% в год.
Война 1914 года резко подорвала развитие электрификации страны (несмотря на то, что некоторые работы велись и во время войны, например, по электрификации железных дорог, строительству электростанций). Был принят ряд указов, ограничивающих предпринимательскую деятельность граждан стран, воюющих с Россией. Предприятия, принадлежавшие «вражеским подданным», национализировались. Они пытались уходить из-под удара передачей акций подставным лицам, взятками чиновникам, маскировкой под бельгийские, швейцарские и другие владения предприятий.
После Февральской революции Временное правительство пыталось привлечь зарубежный капитал к продолжению развития электрификации России. Было получено согласие ряда иностранных компаний, в частности, американских «Вестингауз», на продолжение работ по электрификации железных дорог. Но правительство не гарантировало, что после окончания войны не вернутся прежние подрядчики этих работ и не предъявят свои претензии.
Так Первой мировой войной, затем октябрьским переворотом была прервана электрификация России. Весь ее почти 30-летний период мощного развития проходил в острой конкурентной, нередко нечестной борьбе, но без кровавых разборок по приобретению собственности.
Энергетика в руках государства
В самый канун октябрьского переворота концентрация в руках государства ключевых сфер народного хозяйства - железнодорожного транспорта (который в основном принадлежал казне), энергетики и во многом монополизированной электротехнической промышленности достигла высокой степени. Это наводило на размышления о преимуществах использования этой государственно-монополистической концентрации для разработки и осуществления централизованного послевоенного плана продолжения электрификации России. О развитии электрификации в России были написаны научные работы.
Но этим планам из-за революции и Гражданской войны тогда не суждено было реализоваться.
Длившаяся в течение шести лет Первая мировая и Гражданская войны нанесли значительный урон экономике России. Промышленное производство сократилось в стране по сравнению с 1913 годом в семь раз, объем продукции сельского хозяйства составлял лишь две трети довоенного уровня.
Кризисная ситуация, сложившаяся в Советской России к началу 1920 года, обусловила острую потребность в разработке программы возрождения и развития экономики страны. Такой программой стал первый в мировой истории единый государственный план развития народного хозяйства, обеспечивший комплексное решение социально-экономических и научно-технических проблем и получивший название ГОЭЛРО (Государственная электрификация России).
Идеи электрификации и развития промышленности на плановых началах высказывались российскими и зарубежными учеными и до революции, однако возможность реализовать эти идеи возникла лишь в Советской России. В январе 1920 года Г. М. Кржижановский представил В. И. Ленину проект статьи «Задачи электрификации промышленности», а уже 24 марта того же года Совет рабоче-крестьянской обороны принял положение о Государственной комиссии по электрификации России. Председателем комиссии стал Кржижановский. Всего в разработке плана участвовало более 200 специалистов и такие организации, как Комитет государственных сооружений, Центральный электротехнический совет, Электроотдел ВСНХ, Отдел по электрификации железных дорог и другие. Для успешной работы комиссии был выделен специальный кредит, помещения, необходимые технические средства и транспорт.
В ноябре 1920 года план был завершен и представлен на рассмотрение делегатам открывшегося 22 декабря VIII Всероссийского съезда Советов. План ГОЭЛРО получил одобрение съезда, и СНК принял постановление «О плане электрификации России».
«... Во что бы то ни стало и вопреки всем препятствиям»
Планом ГОЭЛРО предусматривалось удвоить выпуск промышленной продукции по сравнению с 1913 годом, увеличив мощности электростанций в 10 раз. Для этого в течение 10-15 лет намечалось строительство 30 новых районных электростанций на различных видах энергии общей мощностью 1750 МВт (Днепровская, Волховская, Каширская, Шатурская, две Сибирские, Чирчикская в Туркестане, Чусовская на Урале и другие) и сооружение электрических сетей 35 и 110 кВт для передачи электроэнергии к узлам нагрузки и соединения электростанций на параллельную работу. Принимая план, съезд выразил уверенность, что «все рабочие и трудящиеся крестьяне напрягут все свои силы и не остановятся ни перед какими жертвами для осуществления плана электрификации России во что бы то ни стало и вопреки всем препятствиям»... В основном план ГОЭЛРО был выполнен уже к 1931 году.
Это был первый в истории научно обоснованный план социалистического переустройства всей экономики на базе электрификации.
План представлял собой не только программу создания в течение 10-15 лет материально-технической базы нового общества. Он определил основные направления научно-технического процесса в электроэнергетике, такие как концентрация генерирующих мощностей на крупных электростанциях, последовательная централизация электроснабжения на основе создания энергосистем.