В Новосибирске, пожалуй, есть только одно предприятие, которое с полным правом можно назвать лидером по популярности среди местных жителей. Это, конечно, Новосибирский метрополитен, подземные гроты которого ежедневно посещают более двухсот тысяч горожан.
В минувшем 2006 году добавилось еще одно достижение: звание одного из самых безопасных производств страны, которое Новосибирский метрополитен получил в связи с серебряной медалью, завоеванной на всероссийском конкурсе «Здоровье и безопасность-2006». Безусловно, это уникальный факт, потому что речь идет о стратегическом объекте, который с утра до вечера набит случайными людьми и непрерывно двигающимися механизмами. Поэтому предновогоднее интервью с главным виновником очередного достижения Новосибирского метрополитена, его начальником Владимиром КОШКИНЫМ мы начали с такого вопроса:
Владимир Михайлович, как же вам удалось создать в условиях, где, казалось бы, самая благоприятная почва для всякого рода «случаев» и ЧП, настоящий оазис покоя и безопасности?
Действительно, в Новосибирске под землей за сутки проходит 860 поездов, но за все время работы метрополитена не было ни одного транспортного происшествия. Награда за охрану труда и высокий уровень промышленной безопасности это оценка результатов целого комплекса мероприятий, которые мы делали и делаем как свою основную работу по обеспечению функционирования подземного транспортного сообщения в Новосибирске. Сюда входят не только вопросы безопасности, но и целый ряд направлений технического, культурного и даже эстетического свойства. Например, в уходящем 2006 году мы развернули широкомасштабный капитальный ремонт на станции «Студенческая» устраняется течь, с которой долгие годы мы не могли справиться из-за непредсказуемости поведения грунтовых вод. Сейчас выполнена третья часть всех работ, и к концу будущего 2007 года с проблемой будет навсегда покончено. Я считаю, что это вопрос безопасности метрополитена такой же, как, например, замена систем освещения станций и переходов, замена поручней на спусках все это мы тоже сделали в 2006 году. А сокращение интервала между поездами? В течение уходящего года мы дважды укорачивали максимальное время ожидания электрички, и сейчас оно составляет не более 3,5 минуты. Дополнительные поезда позволили не только угодить вечно спешащему пассажиру, но и снизилась плотность заполнения вагонов, что имеет уже прямое отношение к безопасности проезда. Отдельно необходимо сказать о внедрении в 2006 году бесконтактной карты, которая уже стала массовой. Эта форма расчета за проезд не только повысила комфортность пассажирам, но и сократила время прохода через турникет. Для любого метрополитена это важнейший вопрос, потому что стоит одному пассажиру замешкаться, как за ним моментально возникает очередь, особенно в часы пик. Затор в закрытом пространстве это фактор опасности, который в любой момент может привести к непоправимым последствиям. Мы занимаемся, конечно, и вопросами физической охраны своих пассажиров. В частности, 10 месяцев работали над проектом оснащения метрополитена системой антитеррористической безопасности. В 2006 году наш проект прошел, наконец, государственную экспертизу, и теперь осталось сделать последний шаг: получить государственное финансирование.
Судя по вашему рассказу, в уходящем 2006 году Новосибирский метрополитен инвестировал в собственную безопасность очень большие средства. Откуда деньги? Ведь метрополитен, как известно, работает на полном хозрасчете
Вы правы: в 2006 году мы реинвестировали, возможно, рекордный объем средств. Причина проста увеличилась доходность метрополитена. Во-первых, в 2006 году мы на 8 процентов увеличили пассажиропоток это следствие не только вышеописанных усилий, но и результат вдумчивой работы департамента транспорта мэрии Новосибирска. Во-вторых, у нас закрепилась практика открытых тендеров, начатая еще в 2005 году. Благодаря регулярно объявляемым конкурсам на работы в метрополитеновском хозяйстве, мы стали экономить от 15 до 25 процентов затрат без снижения качества работ. Полученные средства позволили даже приобрести два новых вагона, чего мы не делали последние шесть лет.
Теперь, кажется, понятно, как Новосибирский метрополитен сумел войти в число самых безопасных производств России. Что вы ждете от нового 2007 года?
Мы хотим продолжить все начатое. Надо завершить капитальный ремонт, в том числе запустить новую систему электроснабжения, над которой тоже сейчас работаем. В будущем году также должна быть внедрена антитеррористическая система безопасности, о которой я уже говорил. Есть и другие планы, в частности, связанные с пуском кольцевого движения на Дзержинской линии. Главное, мне бы хотелось, чтобы наш коллектив так же дружно продолжал работать, создавая все условия для комфортного и безопасного проезда пассажиров (кстати, 1 января Новосибирский метрополитен будет работать до часа ночи). Хотел бы воспользоваться случаем и поздравить всех новосибирцев, каждый из которых хотя бы раз в году является нашим пассажиром: с Новым годом! Счастья вам, друзья, и благополучия!
Спасибо!