В Новосибирске впервые прошел областной фестиваль детского анимационного кино «Эхо Жар-птицы»: своего рода послесловие к Всероссийскому фестивалю мультиков «Жар-птица».
Обсудить режиссерские способности и отсмотреть «веселые картинки» юных новосибирцев собрались педагоги из девяти областных творческих студий и руководители детской студии «Поиск» самого первого в Новосибирске «мультяшного института».
Самой зрелищной и забавной была признана работа юного поисковика Антона Каралюка «Кабан». Он уже получил признание на фестивале «Петербургский экран», завоевал первую премию в Москве на «Золотой рыбке» и на фестивале «Эхо бумеранга» в Туапсе.
Жюри высоко оценило не только грамотную режиссуру подростка, но и сюжет о превратностях судьбы.
Добрый кабанчик валялся, как и положено свинье, под дубом с желудями. Лакомство никак не хотело падать, и кабан стал придумывать разные способы добычи. То аркан на дерево накинет, то потрясет его, то крылья себе деревянные соорудит ничего у него не получалось. И тут к дубу прискакал злобный кабан. Добрая свинка от страха моментально взобралась на дуб и расположилась между толстыми ветвями. Оказавшись в безопасности, кабанчик усиленно пожирал желуди, пока его не сморило. Проснувшись, он увидел, что кабана-злюки и след простыл, вот только спуститься с дерева у лесного обитателя так и не получилось
Когда Антон готовил этот мультик, ему было тринадцать лет, рассказывает художественный руководитель «Поиска« Елена Тихонова. Сам придумал сюжет, сам нарисовал героев и сам же снял. Словом, работа полностью авторская. Первый просмотр поверг нас в некое недоумение: казалось, что мультик пронизан какой-то беспросветностью. Мол, вроде бы герой добился, чего хотел, а тут жизнь приготовила ему новый неприятный сюрприз. С одной стороны, хорошо, что подросток не строит иллюзии насчет взрослой жизни, с другой лучше бы наших детей не затронули подобные проблемы. Так или иначе, мультик произвел на всех сильное впечатление. Думаю, что у Антона впереди большое режиссерское будущее.
Большое будущее на фестивале пророчили не только Антону, но и другим талантливым мальчикам и девочкам. Мультипликационные фильмы становятся популярны среди детей и подростков: ведь, как говорят педагоги, путь в большое кино часто лежит через мультяшную режиссуру. Есть и еще один момент: набор во ВГИК на анимационный факультет проходит раз в пять лет. Причина кроется в том, что анимационное творчество в нашей стране не очень востребовано: абсолютное большинство анимационных фильмов готовится на западных киностудиях.
Увы, но выпускники подобных факультетов и просто талантливые аниматоры стараются работать за границей, сожалеет Елена Роальдовна. А ведь у нас тоже есть профессиональные студии, где можно снимать профессиональные мультфильмы. Поэтому подобные анимационные фестивали очень важны, они наглядно демонстрируют власть имущим, что российская анимация возрождается.
Подарком фестиваля «Эхо Жар-птицы» стали учебные книги автора знаменитого «Ежика в тумане» Юрия Норштейна. Толстенные пособия по постановке мультиков пришли в «Поиск» совсем недавно, но уже сегодня их кропотливо изучают новосибирские педагоги-аниматоры. В учебниках автора «туманного ежика» вся мультяшная азбука от А до Я.