28 октября в Большом зале филармонии Концертный духовой оркестр под управлением Марка Абрамова представит публике свою новую программу «Вечер романса»
Это будет не обычный концерт, а своеобразное творческое поздравление и посвящение замечательному солисту, заслуженному врачу России Валентину Маслову, который на днях отметил свой 75-летний юбилей. В этот вечер на сцене филармонии встретятся три поколения вокалистов, чтобы на едином дыхании исполнить шедевры отечественной вокальной лирики: «Ямщик, не гони лошадей», «Мой костер», «Очи черные» и на личном примере доказать, что любовь к русскому романсу по-прежнему жива в их сердцах.
Мэтр
Однажды дирижер оркестра русских народных инструментов ГТРК «Новосибирск» Иван Гуляев после очередного смотра художественной самодеятельности, который проходил в медицинском институте, кивая в сторону студента Маслова, сказал: «А вот этого парня мы у вас заберем» С тех пор Валентин Тимофеевич считает Гуляева своим «крестным отцом« в искусстве. Нет, с медициной ради карьеры певца Маслов расставаться не стал, однако и петь не бросил. Он, заслуженный врач России, выступает на сцене более сорока лет. Последнее время Валентин Тимофеевич предпочитает петь романсы в сопровождении Концертного духового оркестра. Он говорит, что за свою долгую творческую жизнь сотрудничал с разными коллективами, однако обожаемые им романсы, по его мнению, намного душевнее звучат именно в сочетании с медными духовыми инструментами.
Я до сих пор не понимаю, почему в годы моей молодости петь романсы считалось мещанским развлечением, вспоминает Валентин Тимофеевич. Если бы не певица Галина Карева, с которой, кстати, мне довелось петь на одном из концертов, русский романс так и канул бы в Лету. Именно эта великолепная женщина, обладающая восхитительным голосом, вернула «изгою-романсу» его былой пьедестал.
Как известно, романс жанр камерный, поэтому исполнять эти душещипательные песни любви принято под аккомпанемент фортепиано. Однако Валентин Тимофеевич утверждает, что романсы вполне гармонично звучат и в сопровождении оркестров. Он долгие годы выступал в качестве солиста с оркестром русских народных инструментов, мягкое звучание инструментов которого придавало романсам неповторимую прелесть.
Двенадцать лет назад я побывал на концерте нового филармонического коллектива духового оркестра, вспоминает Маслов. Послушал и сделал вывод: а ведь медь-то звучит колоритнее, объемнее, вот бы попробовать с ними романсы попеть. И попробовал. Пришел на репетицию прямо из больничной палаты, я тогда в кардиологии лежал. Музыканты на меня так сочувственно посмотрели, мол, дед, только не помри, когда мы заиграем. А я «Очи черные» запел, смотрю, заулыбались значит, понравилось. С тех пор у нас с ребятами-духовиками все как по маслу идет. Признаюсь, что перед нынешним концертом я очень волнуюсь, хотя жду его с нетерпением, голос ведь «инструмент» капризный, особенно в моем возрасте. Хотя друзья шутят, мол, чего тебе, фониатру, на голос пенять
Солист оперы
Вместе с музыкантами духового оркестра Валентина Тимофеевича будет поздравлять с юбилеем солист НГАТОиБ Константин Буинов. Он выступает в концертных программах оркестра уже более четырех лет. Скептики утверждают, что петь песни и романсы, да еще под оркестр, оперным певцам вредно, голос можно потерять. Константин говорит, что перекрикивать «минусовку» в прокуренных залах ночных клубов действительно вредно для голосовых связок, а петь в Большом зале с нормальной акустикой и в сопровождении профессионального коллектива это вполне нормально для оперного певца.
Чему бы певец Буинов мог поучиться у фониатра Маслова?
Во-первых, бережному отношению к голосу, перечисляет солист. Во-вторых, вокальной технике, которой он обладает в совершенстве. А в-третьих, доброте, такту и неповторимому обаянию, человеческим качествам, которые в наше время, к сожалению, в дефиците
Дебютантка
Очаровательная студентка третьего курса Новосибирской консерватории Ирина Чурилова, которая тоже поздравит мэтра с юбилеем, выступает с Концертным духовым оркестром лишь второй раз. Директор коллектива Галина Елецкая, находящаяся в постоянном поиске новых перспективных солистов, обратилась за помощью к профессору НГК Зинаиде Диденко, и та посоветовала обратить внимание на ее талантливую студентку. Галина прослушала девушку и поняла, что нашла восходящую звезду.
Не все солисты, даже очень опытные, могут петь под духовой оркестр, говорит Галина. А Ирина уверенно вышла на сцену и запела. Причем все мои «тридцать три богатыря»-музыканта приняли девушку весьма лояльно, хотя обычно им трудно угодить с исполнителями.
Сама дебютантка смеется, что уверенный выход у нее, конечно, получился, но коленки дрожали и на репетиции, и на концерте.
Петь под духовой оркестр мне очень нравится, признается Ирина. Даже голос звучит совсем по-другому. Мой педагог, Зинаида Захаровна, уверена, что такая практика будущему певцу необходима, чтобы со студенческой скамьи он был со сценой на «ты». Я считаю, мне очень повезло, что моя певческая карьера началась именно в духовом оркестре