Календарная дата: сегодня Покров, начало покровских ярмарок
Издавна его справляли щедро, раздольно, покровское гулянье считалось последним игрищем в году. С этого же дня начинались известные и поныне торги, ярмарки: «Поспевай, товарец, к Покрову, сдам по покровской ярмарке», приговаривали тогда. И ещё: «Подожди до Покрова, весь долг выплачу»
На ярмарочных лавках не только съестное, заготовленное, специально припасенное. В эти ряды народ захаживал, чтобы провиантом обеспечиться, а в соседние «рукодельные» больше поглазеть на чудные творения рук мастеров. Зеваки первые «эксперты» тех времен. Где больше любопытных, там, считай, стопроцентно качественный товар.
Окажись там Геннадий Григорьевич Пронин со своими лукошками, корзинами, шкатулками и не подступиться было бы к его изделиям. Во всяком случае, в наше время, на нашей ярмарке «Сибирской», когда он получил в 1998 году золотую медаль, довелось ему услышать от посетителей такую оценку: «Такую вещицу не стыдно подарить и английской королеве»
***
Услышала про Геннадия Пронина и его ремесло «плетение из корней» и подумала: да как же их доставать-то, выкапывать из земли? Представились черно-коричневые разлапистые коряги, которые, переплетаясь друг с другом, впиваются в рыхлую землю Ну и как вытащить такие громадины? На что они сгодятся и в какие такие косы их можно сплести
Встретилась с Геннадием Григорьевичем и убедилась: так корни, какие мне представились, и в самом деле ни при чем.
Большая прогулка
Приблизительно такое представление было и у Геннадия Пронина до того момента, когда его, молодого ассистента кафедры политэкономии, пригласил в увлекательно-познавательное путешествие завкафедрой Александр Ремов. Жил Геннадий в то время туговато: ассистентам платили 105 рублей, на которые нужно было прокормить жену, дочь да к тому же платить за съемную квартиру. Вот Александр Матвеевич и решил помочь «бедному», но духовно богатому молодому специалисту.
Однажды весной позвал отдохнуть на теплоходе, вспоминает Геннадий. Я увидел такую картину: мой учитель сидит в каюте и плетет корзины, и я, несмотря на то, что деревенский житель (родом из Краснозерского района), не мог взять в толк так из чего он это все делает? Смотрю, а плети, из которых плетет, очень длинные и не совсем обычные. На мой недоуменный вопрос сказал, что это корни. За ним последовал мой второй вопрос: а как вы выкапываете такие длинные корни? На что он ответил, что их не выкапывают, а собирают, и пригласил он меня в качестве помощника. Как выяснилось позже, позвал меня на большую прогулку по Оби, чтобы в течение трех дней не только обучить забытому ремеслу (вот тебе и заработок дополнительный), но и просто подкормить да дать возможность отдохнуть от институтской суеты.
Угадал: пригодилась
Первый опыт «корнеплетения» у Геннадия Григорьевича получился исключительно визуальный: только и делал, что наблюдал за работой учителя. И как тот ни пытался навязать ему свое умение, молодой ученик все не поддавался на уговоры, отнекивался: мол, что не сможет, не получится. Но как находить, делить корни на части, накрепко запомнил. А дальновидный Ремов все-таки подарил ему на память о первом уроке плетеную корзинку, авось и пригодится.
Корни сами к рукам потянулись
Как-то раз Геннадий вновь оказался на берегу реки и словно по привычке почему-то стал собирать корни Вот только тогда ему и захотелось сделать собственную корзинку. Хорошо, что память крепкая, ведь запомнил, как плетет учитель, хотя сам не пробовал плести. Это и помогло освоить ремесло, но не совсем. Тогда взял тонкую иголочку и стал с помощью ее изучать плетение по наглядному пособию корзинке мастера: поддевал каждый «узелок», рассматривал, куда идет корень и куда заходит. Конечно, с первого раза мало что получалось: плошки да корзины выходили вкривь да вкось. И самое интересное, что кособокую корзинку переплести и начать заново и захочешь, да не получится. Корни высыхают, и здесь уже ничем помочь нельзя выкинуть проще (распаренные и высохшие корни уже никуда не годятся). Так и делал, чтобы не выглядеть плохим мастером.
Как наловчился, то по примеру учителя раздаривал корзины налево да направо, а потом как-то взялся плести очередную Проплел несколько сантиметров и подумал: а зачем я буду продолжать работу дальше, когда хлебница уже почти и готова. Вскоре простые формы принимали фигурные очертания и превращались в конфетницы, блюда, подносы, плошки, шкатулки и становились в ряд, словно веселые матрешки.
К слову, его учитель делал сугубо утилитарные вещи, используя при этом корни разной толщины. Ученик же в силу своего настырного характера стал добиваться в работах более высокого качества. Для этого сперва приучился калибровать корни: один сантиметр в диаметре, пять миллиметров, три и даже один миллиметр. А уже потом делать свои лукошки и шкатулки одной толщины. Потом стал чередовать и корни в зависимости от породы. Например, после березового корня запустит еловый, сосновый, черемуховый. Поскольку у них разная смола и цвет, то в готовом изделии возникает естественный незамысловатый орнамент.
Секреты
Со временем любимое дело буквально по самые корни затянуло мастера, да так, что даже придумал свои хитрости. Так теперь плетет в стиле «бесконечность» Концов действительно найти нельзя. Вот для сравнения рассмотрите обычную корзину из лозы. В ней легко отыщется и начало работы, и ее завершение. Некоторые способы плетения (а использует он пять типов) тоже сам придумал: «солнечный», «колоском» (самый трудоемкий) и другие. Но зато в итоге получаются уникальные вещи. Несколько лет назад на международной ярмарке во Франции (1997 год) Геннадию Григорьевичу диплом вручили именно за уникальность. Больше шестидесяти изделий отвез тогда на Марсельскую ярмарку. Есть у него и золотая медаль от «Сибирской ярмарки» (1998 год). Кстати, на этих двух мероприятиях довелось услышать одну и ту же фразу от обычных посетителей про его ажурную шкатулку, сплетенную из миллиметровых корней: «Такую вещицу не стыдно подарить и английской королеве». Видимо, изделие, действительно, было выполнено в духе стильной королевы туманного Альбиона: одновременно очень изящное, простое и без вычурных лишних деталей.
А однажды на одной из ярмарок ему сказали: что вы, мол, природу губите, корни забираете. Но посетители вмиг заступились: в июльскую жару они высохнут и, кроме хруста под ногами, проку от них никакого. А мастер им дал вторую жизнь.
Изделия из корня получаются необычайно легкими. Но для того, чтобы они были долговечными, Геннадий-мастер еще один приемчик стал применять. Узнал, что иконописцы, прежде чем приступить к работе, дерево пропитывали льняным маслом (это самый лучший консервант), оттого иконы могли пролежать в земле, к примеру, более ста лет. Так вот, он стал пропитывать готовые изделия льняным маслом (два часа в масле а высохнет только через полгода ). Один раз даже вскипятить попробовал, но цвет что-то не понравился. А однажды пришел к заключению, что если в сосуды корня каким-то образом поместить воск, то изделие будет плотным, прочным и практически вечным. Такое и кинешь об пол не разобьется, а руками помнешь не рассыплется.
Терапия от лукошка
Все эти изделия, считает Геннадий Григорьевич, можно мастерить только в умиротворенном состоянии, находясь в некоем «трансе». Оплетка (полоски из корня) очень длинные, и если ее тянуть, то она порвется. Торопиться нужно медленно. И еще, самое трудное не сплести вещь, а приготовить полоски для работы, и это обычно больше времени занимает, чем сам процесс плетения: за вечер можно «настрогать» полоски на три-четыре метра, которых хватит на два кольца.
Так вот, продолжает мастер после небольшого пояснения, работа идет нормально только в спокойном сосредоточенном настроении. Тогда и толк будет не только в творчестве Мне очень многие говорили, что если долго держать плетеное изделие в руках: вертеть, поглаживать кончиками пальцев, то плохое настроение уходит, и даже руки болеть перестают (когда изделие нагреется), головные боли проходят. Вещь, пропитанная воском, нагревается и отдает все тепло рукам. В общем, не знаю, как и объяснить. Терапия какая-то получается. Видно, мое настроение и часть энергии от рук передается. Сам тоже иногда возьму в руки шкатулочку там или лукошко и долго-долго держу. Так хорошо
Редкий мастер на это дело решится
Сейчас, почти через сорок лет, Геннадий Пронин от своего ремесла практически отказался. Работа долгая и очень тяжелая, а ему уж почти семьдесят, не молодой ведь. Говорит одна хорошая вещь в месяц выходит, да и не каждый ее купит дорого. А копейки зарабатывать мужику позор. Делает только на подарок родным и близким, да так по мелочи для флористов всякие стилизованные цветы. «Мои руки всегда просят работы. Вот попался мне на глаза телефонный провод так я из него шкатулочку сплел. Обычная цветная проволока тоже идет в ход». Хотя нет-нет, да поедет по привычке за корнями на «свои» места: острова Кудряш, Медвежий, Бердский залив, берег Обского моря. Как обычно, неторопливо разделит корень руками строго по волокнам, а не инструментом, чтобы не завихрился, был без заноз Затянули все же корни.
А вот достойных учеников у мастера Пронина пока нет. Хотя обучил он в свое время человек двенадцать этому ремеслу, как молодых, так и опытных мастеров. Но никто из них так и не заинтересовался всерьез этим делом. Но мастер сильно по этому поводу не переживает, потому как верит, что и через несколько лет найдется настырный и любопытный мальчишка, который будет долго, так же, как и он, кропотливо изучать «стежок за стежком» и сплетет шкатулку, которую тоже не стыдно будет подарить и английской королеве