Каждый год в конце сентября начале октября первокурсники факультета естественных наук НГУ проходят лесное посвящение в студенты
Теоретически, лесное посвящение это когда собирают толпу первокурсников-ФЕНиков и ведут их в лес. Там ребят поджидают различные конкурсы, представления и мучения. Ближе к финалу «первокуров» делят на группы, и каждой «вручается» свой «Сусанин», который ведет народ в лагерь едва ли не через Бердск, хотя до лагеря не больше 15 минут). В лагере умотавшихся первокурсников кормят-поят; они отогреваются у костров, поют песни, общаются и ближе к утру разводятся проводниками по домам. На словах все вроде просто
По студенческому преданию, традиция началась в середине 70-х годов прошлого столетия, когда преподаватель зоологии беспозвоночных Валентин Викторович Заика стал водить в лес первокурсников ФЕНа, чтобы выявлять тех, кому по душе экспедиционная работа, чтобы они сразу могли приобщаться к экспедиционному быту, менталитету и фольклору. Говорят даже, что в свое время вместе с первокурсниками ходили на посвящение и профессор Стебаев, и академик Кнорре.
Сегодня сама дорога и все, что с ней связано, приобрело необычайно яркое развитие. Пятикурсница-биологиня Юлия Румянцева, координатор лесного посвящения, говорит, что «посвяга» с каждым годом становится масштабнее: сначала в ней участвовали только биологи, потом только ФЕНики, а теперь о ней знает весь Академгородок. Если раньше о ней специально сообщали, то теперь стараемся не афишировать. И все равно приходит «куча самого разного народа», как отмечает Юлия. Неудивительно. Первокурсники приходят, чтобы своими глазами посмотреть на то, о чем они уже наслушались от своих «коллег» со старших курсов. Старшекурсники и аспиранты, не задействованные непосредственно в посвящении, идут, чтобы пообщаться с теми, кого давно не видели.
Посвящение организуется «Экоклубом» (при поддержке НГУ), членами которого являются многие из посвящающих. Кого только нет среди «посвятителей»! Там и студенты, и аспиранты, и люди с других факультетов; причем многие занимаются этим далеко не в первый раз. Наверное, все дело в романтике самого действия. Ну, где еще можно походить раскрашенным под какую-нибудь нечисть, «поиграть» в рыцаря или просто изобразить кого-нибудь?
Уже во второй половине дня посвящающие начинают собираться и готовиться. Царь Скотина самолично копает яму, в которую позже повелит бросить не справившегося с ответственной задачей жениха. Создатели промзоны задумчиво рассматривают свое творение гибрид лабиринта и полосы препятствий, который они потихоньку строили весь сентябрь. На «кладбище» тянутся вполне приличные люди, которые буквально через пару часов превратятся в нелюдей.
К восьми часам вечера лес становится окончательно похож на сказку. Охрана, уже в шлемах и с оружием, заваливает буреломом дорогу и требует тишины «первокуры» на подходе; царь Скотина в последний раз просит «дочь« выбрать себе «что-нибудь поинтереснее», а «пчелки» уже толстые, крылатые и полосатые совершенно беспардонно отправляют меня посмотреть, где там наши посвящающиеся.
Посвящающиеся совсем рядом, и новичков среди них выдают широко распахнутые глаза и улыбки до ушей. На одном из этапов они честно изображают из себя органические соединения и приходят в полный восторг от Скотины: «Смотри, рогатый!». Они радостно смотрят на огромных «порхающих» «пчел» и, услышав, что насекомых требуется поймать, тут же приступают к делу. «Самку ловите, советуют им, она ценнее!»
На другом этапе «первокуров» поджидают «друиды». На «друидов» ошеломленно таращатся все: на улице нежарко, а у «друидов» свои понятия об одежде. А после «друидов» охрана перегораживает дорогу и активно загоняет всех в промзону. Единицам удается ускользнуть. За ней «медкомиссия» в армию. Здесь нервная девушка, признанная негодной для службы в армии, под одобрительные крики толпы замечательно швыряется огромным надувным молотком во врачей (которые явно не в своем уме), а огромный бегающий шприц проводит разные конкурсы.
На «кладбище» тоже не скучно: черти, ангелы, зомби и т. д. Молодой человек, который возмущается громче всех, мгновенно выхватывается «извергами» из толпы и приговаривается к повешению: парню надевают удавку на шею и действительно вешают на дереве. И хотя практически все знают, а многие не первый раз видят этот трюк, на миг вся наша толпа задерживает дыхание. «Подстава», облегченно выдыхает неопытный народ, когда все заканчивается благополучно, и тут посвящаемые непроизвольно делятся на две части: первая активно отбивается от нечисти (что приводит нечисть в восторг), а вторая носится за ней по всему кладбищу с фотоаппаратами. Где и когда еще такое увидишь!
А посвящающие уже разбивают народ на группы и обещают привести в лагерь «самым коротким путем». «Знаю я этот короткий путь! кричит кто-то в толпе. Опять будем два часа кругами ходить!» Группы проходят мимо «оракула», отвечающего на любой вопрос, и переводчика, объясняющего, что именно ответил «оракул», после чего заботливые «Сусанины» ведут свои группы «в лагерь».
Накормленные первокурсники добреют и уже с юмором рассказывают о том, как они лезли в гору и блудили по лесу. У костров перемешиваются посвящающие и посвящаемые, обсуждающие «универ» и «посвягу», свои первые контрольные и работу, экзамены и прочее. А это означает, что посвящение закончилось, и уже дышит в затылок цивилизация, до которой осталось всего-то несколько минут ходьбы