В Новосибирске прошёл круглый стол по проблемам «новой медицины»
Во встрече, организованной газетой «Николаевский проспект» и телеканалом «Новосибирск+», приняли участие представители органов власти и депутатского корпуса, организаций добровольного и обязательного медицинского страхования, врачи как частных, так и муниципальных клиник иными словами, всех сторон, участвующих в формировании рынка медицинских услуг. Одной из основных тем обсуждения стали реформы, проходящие сейчас в муниципальных поликлиниках, стационарах, аптеках. Тенденции общие: объединение, укрупнение, создание единых сетей на месте некогда разрозненных юридических лиц.
Мы начали этот год с укрупнения амбулаторного звена, сказал начальник управления здравоохранения мэрии Новосибирска Александр Львов. Это прежде всего связано с тем, что наши поликлиники были неравнозначны по количеству обслуживающегося в них населения, по материально-технической базе, по укомплектованности специалистами и не могли обеспечить возросшие потребности общества в качественной медицинской помощи. Поэтому были произведены изменения на территории Ленинского, Кировского, Калининского, Железнодорожного и Дзержинского районов, и процесс этот продолжается. Мы стремимся к тому, чтобы к территориальной поликлинике было приписано 6080 тысяч человек. Это позволяет расширить штатное расписание, привлечь специалистов. Сейчас в работе находятся документы о создании двух государственных стоматологических сетей: одна должна объединить три детские поликлиники, вторая семь взрослых. И наша задача не в том, чтобы приватизировать эти сети, а в том, чтобы повысить качество услуг и сделать муниципальные стоматологические клиники конкурентоспособными.
В пользу объединения учреждений здравоохранения высказывался и депутат горсовета, председатель городской комиссии по социальному развитию Андрей Андрейченко:
Помните, сколько шума было, когда мы объединяли больницы? Многие считали, что это не пойдет на пользу пациентам, а налицо оказалась экономия около 11 миллионов рублей, причем эти деньги остались в системе, но пошли не на оплату административного аппарата, а на нужды пациентов. Сейчас, когда начался процесс объединения стоматологических клиник, уже начались возмущенные звонки, и я боюсь, что мы столкнемся с теми же проблемами, что и при объединении аптечной сети. О них было много разговоров, слухов, а вопрос довольно простой: сейчас в городе 48 муниципальных аптек, и до недавнего времени каждая из них была отдельным юридическим лицом. Больше половины аптек работали либо с нулевым балансом, либо в убыток. С 2000 года обанкротилось пять аптек. Сейчас же, когда объединяется аптечная сеть, мы можем говорить о необходимости развивать аптечную сеть на окраинах в виде аптечных киосков либо аптечных пунктов. Коммерсантам это невыгодно. Цель муниципальной сети в первую очередь социальная поддержка населения. Надо открывать аптечные пункты в Затоне, на Затулинке, в Мочище, чтобы людям этот вид помощи был доступен, и тогда центральные аптеки, которые сегодня являются лакомыми кусками, будут «тащить» и те, которые являются убыточными.
Как показывает опыт Александра Львова, во всех обращениях, связанных с объединением аптек ли, поликлиник ли, «нет экономики, один лишь эмоциональный фон», связанный с тем, что при подобных реорганизациях сокращается ряд рабочих мест (преимущественно административно-хозяйственных). В то же время опыт реформирования поликлиник показывает, что на смену приходят управленцы гораздо более высокого качества. Что проще содержать 48 директоров аптек или одного, но очень хорошего? Правда, от работы этого «одного» зависит очень многое: если муниципальная аптечная сеть обанкротится вся и разом, печальные последствия очевидны. Как сказал Андрей Андрейченко, на последней комиссии по социальному развитию ставился вопрос о том, что контракт с руководителем аптечной сети должен заключаться сроком не более чем на год и контроль должен быть очень тщательным. Очевидно, что объединение аптек должно благоприятно сказаться и на цене медикаментов: оптовые закупки всегда были намного дешевле розницы.
«Ничего личного, одна экономика», так говорит Александр Львов о реформах в системе здравоохранения. В то же время экономическая эффективность работы поликлиники мало волнует рядового больного: ему гораздо «ближе к телу» очереди в кабинет, недостаток внимания со стороны врачей, невозможность попасть на прием к специалисту и информационная неразбериха. Например: где нужен полис добровольного медицинского страхования, а где можно обойтись обязательным. Кстати, этот вопрос пока неясен даже специалистам: Марина Кондратенко, директор страховой компании «Губернская», занимающейся добровольным медицинским страхованием, рассказала, что единой точки зрения на этот вопрос нет даже у главврачей учреждений, в которых лечатся клиенты компании. А клиентов, в первую очередь, волнует качество, обеспечить которое в данный момент поликлиники объективно неспособны: специалистов не хватает и, несмотря на системное улучшение условий жизни и работы медиков, на отдельных специальностях (таких, как эндокринология) некомплект достигает 50 процентов.
Но Александр Львов смотрит в будущее нашей системы здравоохранения «с умеренным оптимизмом» и надеется, что на то, чтобы «выправить» ситуацию с кадрами, потребуется 23 года. Должны произойти изменения и по части обслуживания пациентов. Сейчас поликлиники почти ничего не обязаны пациентам (кроме 12 минут на прием, да в случае острой боли принять больного в день обращения), но вскоре горсовет должен рассмотреть и утвердить стандарты обслуживания в муниципальных поликлиниках, и тогда, возможно, тезис о том, что «чтобы суметь сходить к врачу, надо быть очень здоровым человеком», наконец потеряет актуальность.