1 сентября главный праздник детей, родителей, учителей, директоров школ. А главный дирижер этого праздника, а также и того, что после него происходит, директор директоров, руководитель департамента образования Новосибирской области Владимир Иванов.
30 августа утром мы побывали в его кабинете. Нас интересовали не цифры и не вопросы пожарной безопасности
Владимир Викторович, в каком году вы пошли в первый класс?
(Не помнит. К 48-му году прибавляет 7. Получается 55-й.)
Это было в Забайкалье в рабочем поселке Могоча. Через два года семья переехала в Братск (отец работал маркшейдером, и это было связано с переездами). Там я доучился до шестого класса. А заканчивать среднее образование пришлось уже в Семипалатинске.
Какие успехи показывали?
Всегда учился хорошо. Отличником не был. Твердым хорошистом. Пятерки всегда были по химии и русскому языку.
Уроки прогуливали?
Случалось. Помню, однажды ушли с урока всем классом, а я был председателем совета отряда, так что наказали только меня.
Каких учителей помните?
Аллу Николаевну из начальной школы. Марию Ефимовну учительницу химии. Больше помню учителей старших классов. Директор моей школы в Семипалатинске, выйдя на пенсию, перебрался в Новосибирск, сам меня разыскал. Я до сих пор заезжаю к нему в гости.
Назовите черты идеального учителя.
Такой учитель должен быть постоянно рядом с ребенком. Причем присутствовать ненавязчиво. Воспитывать не замечаниями, а своим примером.
А как же профессиональная подготовка, в смысле уменье преподать знания?
Это хоть и важное, но второстепенное качество. Я так считаю. Когда я учился, учителя были всегда рядом. Мы постоянно ходили в какие-то походы, на экскурсии К сожалению, в нынешней школе эти позиции в значительной степени утрачены. Мне не симпатичен процесс, так сказать, коммерциализации образования. Раньше школа не была такой жестокой к ученику. Да ведь вы сами запоминаете только тех учителей, кто к вам хорошо относился. Еще жалко, что в школах практически не осталось мужчин.
В какой школе из трех было лучше?
От всех школ у меня остались только приятные воспоминания. Везде было комфортно. Более того, десятый и одиннадцатый классы я заканчивал в вечерней школе. Очень похоже на фильм «Большая перемена». У нас в классе были ученики от шестнадцати лет до шестидесяти. В классе было человек шестьдесят, но больше тридцати на урок не собиралось кто в вечернюю смену, кто в утреннюю Была абсолютно нормальная обстановка. Никаких хулиганов и наркоманов. К старшим обращались «на вы». Учебная программа выдавалась в необходимом объеме. То есть это было нормальное обучение. Как известно, в восьмидесятые девяностые годы вечерняя школа стремительно потеряла многие свои положительные черты. Образование превратилось в формальность.
Высшее образование получали в Казахстане?
Нет. Мы, трое друзей, уехали в Одессу. Я поступил в университет на геолого-географический факультет Кстати, во время учебы подрабатывал на Одесской киностудии, участвуя в массовках. Снимался в «Браслете», «Продавце воздуха», «Служили два товарища», «Опасных гастролях».
Вместе с Высоцким?
По крайней мере, автограф у него взял.
После университета
Распределили на работу учителем в сельскую школу в Черниговском районе. Через год забрали в армию. Служил солдатом. И потом в народное образование вернулся уже осмысленно. Переехав в Новосибирск, в двух школах работал директором.
Нравственно ли директору школы отчитывать прогульщика, если сам директор в детстве прогуливал уроки?
Ничего, все нормально. И потом видишь, кого нужно отчитывать, а кого ласково пожурить.
Давно работаете в администрации?
С 86-го года руководил городским управлением образования. С 2000-го областным департаментом.
Можете назвать в Новосибирске школы, которые вам нравятся?
Есть много хороших школ. Как ни странно, я бы не стал включать в этот список так называемые элитные учреждения. Мне интереснее школы, которые работают в обычных городских районах. И вообще хочется создать нечто вроде рейтинга, в основе которого будет показатель, насколько редко эту школу покидают учащиеся ради других школ.
В вашей семье сейчас есть ученики?
Внук Никита. Ему десять лет.
Где учится?
Это частная школа в Октябрьском районе. Так решили его родители, я не вмешивался. Про частные школы я думаю, что они нужны. Не потому, что там образование какое-то слишком другое. А из-за того, что там, по идее, должны учиться дети, не совсем вписывающиеся в обычные представления. Никита у нас довольно шустрый, в небольшом классе за ним дополнительный пригляд. Мои дети учились в обычных школах Кстати, была интересная история. Я работал директором школы в Новосибирске и к первому сентября мы не успели пристроить нашего пятилетнего сынишку в детский садик. Деваться было некуда, я привел его на работу, посадил за последнюю парту в первом классе и попросил учительницу, чтобы он у нее посидел недельку. А он через неделю говорит: папа, а давай я буду учиться? И стал учиться. Но, кстати, я бы не рекомендовал другим повторять этот эксперимент. Доучился он нормально, но не скажу, чтобы учеба давалась ему легко.
Чем вы гордитесь из того, что успели сделать в должности руководителя департамента?
На самом деле в ежедневной работе особые достижения не очень запоминаются. Наверное, горжусь тем, как меняется отношение сельских учителей к власти. Раньше в поездках по районам я чувствовал какую-то обреченность, в том смысле, что все равно ничего нельзя изменить. Сейчас чувствую, как настроение меняется. Вопрос даже не в деньгах, хотя понятно, что учитель должен получать много. Но нужно учесть и тот факт, что учитель в лучшем (и довольно частом) своем воплощении это подвижник. Он сам стремится к тому, чтобы отдать детям лучшее в себе. А наша задача создать для этого лучшие условия.