Чтобы лучше чувствовать «пульсацию жизни», главный агроном совхоза «Суворинка» Геннадий Ивашков променял «плуг и комбайн» на романтику железной дороги.
Где-то за горизонтом Чулымской дистанции пути сливаются в единое целое блестящие «артерии», по которым денно и нощно ритмично отбивают такт работяги-товарняки и торопыги пассажирские. Гремя железными «суставами», проносятся они на огромной скорости мимо стрелочного поста N 13183, оставляя после себя запах вагонной смазки и тревожно-радостное ощущение дальней дороги, когда на столике в купе чай в подстаканнике, а за окном изменчивый пейзаж
Вот за эти ощущения я и люблю свою работу, дорожный мастер второго околотка, а в бывшем специалист по сельской флоре Геннадий Ивашков с печалью смотрит вслед уходящему «Сибиряку». Для меня железная дорога это не просто тяжелый физический труд кайло да лопату еще никто у нас не отменил, для меня железка пульс жизни, скорость, дорога. Иногда пронесется мимо вот такой пассажирский, а я про себя думаю: вот бы оказаться внутри него, лежать на второй полке и просто в окно глядеть.
Девять лет назад главный агроном, на «балансе» которого висел совхоз со всеми его «сельхозпрелестями», твердо сказал себе: все, надоело! Жизнь дается только раз, поэтому нужно заниматься любимым делом какой смысл каждый день ходить на работу, которая ни радости, ни отдохновения душе не приносит? Написал заявление по собственному желанию, продал «домик в деревне», а взамен его купил «квартиру», которая в пятидесяти метрах от железки находится. Сельчане-соседи тогда пальцем у виска крутили: ну, Ивашков учудил променял свой роскошный приусадебный участок с ягодами-овощами на удобренные железнодорожной пылью бесплодные шесть соток. И ушел с руководящей должности в простые монтеры пути кувалдой с утра до вечера махать
Мои родители всю жизнь были связаны с железной дорогой, раскрывает свои душевные секреты Ивашков. Отец дорожным мастером был, мать проводницей, так что я сызмальства впитал в себя запахи железки и ее бешеный ритм. Помню, когда в новый дом въехал, ночью проснулся от того, что в шкафу стаканы звенят товарняк по нашей Чулымской дистанции пути мчался. Стекла ходуном, люстра раскачивается, а мне хорошо. Будто в детство свое вернулся.
В путейцы Ивашков подался еще и по «идеологическим» соображениям: люди в оранжевых жилетах, которые, как трудолюбивые муравьи, день-деньской «ковыряются» на путях, авангард, можно сказать, всего железнодорожного хозяйства. Если пехоту называют царицей полей, то путейцев «королями железки»: именно от них зависит безопасность тех, кто проносится мимо в тепле и комфорте. А если, не дай Бог, произойдет «выброс пути», когда прямая как стрела рельсина из-за резкого перепада температуры начинает принимать змеевидные формы? Если путейцы вовремя не заметят этот пренеприятный дефект быть катастрофе. Вот и приходится каждый день бригаде Ивашкова обходить «дозором владения свои»: выявлять, предотвращать, чинить.
Честно скажу, приятно сознавать, что твоя работа значима и ценна, не без гордости говорит дорожный мастер второго околотка. Я и своих пацанов-монтеров этому учу: ребята, мы на железной дороге цари и боги. Да, работа тяжкая, зато отдача внутренняя огромная. Неделю назад у нас случай был парень из нашей бригады остановил товарный состав
Молодой, «не объезженный» путеец вовремя заметил, что товарный состав, который «жирной гусеницей» тащился по путям второго околотка, искрит. А это значит, что у товарняка либо «сустав» забарахлил, либо на путях неприятная «болячка» образовалась: парень по рации связался с дежурным по станции, и состав был остановлен до «выяснения обстоятельств». По счастью, серьезной поломки не обнаружилось, но в таком деле лучше сто раз перестраховаться: к профессиональному празднику «глазастого» монтера должны премировать.
Самый «сенокос» у бригады Ивашкова начинается, когда диктор «железнодорожного радио» объявляет: «Внимание, открывается часовое окно!» Вот тогда бригада со стахановским запалом дружно берется за лопаты, «растекается» оранжевыми ручейками по полотну и пытается в час вместить весь восьмичасовой рабочий день в «открытое окно» поездам хода нет.
Когда выдается свободная минутка, очень люблю наблюдать за проходящими пассажирскими поездами, признается Геннадий Ивашков. Такое ощущение, что смотрю кино мимо проносится чужая жизнь. Кто-то нам руками из «другого мира» машет, особенно летом ребятня любит высунуться из окна и прокричать: «Всем привет!» Я в ответ всегда здороваюсь это наша, железнодорожная «школа вежливости» и хорошего настроения тебя пассажир приветствует, махни ему в ответ. Наши парни особенно уважают, когда молоденькие девчонки на большой скорости с ними заигрывают. Потом обсуждают: мол, вон та черненькая из «Москвы Владивостока» мне улыбнулась
После работы бывший агроном пытается приложить свои знания на своих «бесплодных» шести сотках: хвастается, что картошка в этом году знатная уродилась и, несмотря на постоянную железнодорожную пыль и гарь, помидоры-огурцы буйно пошли в рост. Все-таки жива еще в Ивашкове агрономовская жилка
Клубника, правда, около полотна не растет, печалится дорожный мастер. Все-таки железка дает о себе знать.
Без постоянного дребезга стаканов в шкафу Ивашков уже не может: привык шумное дыхание железной дороги ему не мешает. Рассказывает, что, наоборот, приехал как-то прошлым летом к друзьям в гости и среди ночи проснулся от тишины. Пил ночью на кухне чай и курил, курил, чутко прислушиваясь к новому «беззвучию»: птицы поют, кузнечики стрекочут, а привычный дорожный пульс не прослушивается. Будто и нет на свете грохочущих составов, которые мчатся сквозь ночь к своему пункту назначения
У меня было полное ощущение, что я оглох, смеется железнодорожник. Будто выключили меня из жизни неделю погостил, а потом в родной Чулым засобирался. Извините, говорю, меня, братцы, я без своей дороги долго не могу. Зато, когда они ко мне в гости нагрянули, трех дней в моем доме не высидели: говорят, такое чувство, будто поезд вот-вот в спальню ворвется
Все проходящие поезда романтик «большой дороги» знает в «лицо» и, даже не глядя, может сказать: кто сейчас несется по второму околотку «Сибиряк», «Россия» или все-таки «Омск»?
За девять лет работы расписание поездов, как говорится, вошло в мою кровь и плоть, делится секретом Ивашков. Я точно знаю, что в час дня мимо нас пронесется наш «Сибиряк» я его уже по характерному перестуку колес узнаю. По нашим поездам можно часы сверять, что, впрочем, мы иногда и делаем. Сверка часов по прибытию поездов это привычка того, кто живет у железной дороги