А владельцам гаражей, стоящих на пустырях, предлагают объединяться в кооперативы и оформлять договор аренды
В Новосибирске началось очередное наступление на металлические гаражи. Согласно проведенному кадастровому учету земель нашего города, большинство территорий, занятых гаражами, являются территориями резерва и в ближайшее время будут освоены застройщиками.
В подавляющем большинстве случаев металлические гаражи были установлены самовольно, без каких-либо разрешительных документов, объясняет начальник отдела земельных и имущественных отношений администрации Калининского района Светлана Алышева. Кроме того, в администрацию поступает много жалоб от жителей на то, что металлические короба не только нарушают эстетику своим внешним видом, но и становятся местами несанкционированных свалок, источником грязи и мусора, там продают фальсифицированный алкоголь, устраивают подпольные авторазборные мастерские.
В мэрии решили провести инвентаризацию металлических гаражей, чтобы точно выяснить, где и в каком количестве они находятся. По районам такая работа уже идет. Например, в Калининском районе специалисты отдела архитектуры и строительства насчитали 7 тысяч гаражей. Если учесть, что в Новосибирске десять районов, и Калининский далеко не самый большой, можно предположить, что на городских пустырях расположено более 70 тысяч металлических коробов, которые в ближайшее время предстоит ликвидировать либо оформить надлежащим образом. Как правило, вынос металлических гаражей с территорий резерва производится за счет застройщика. При этом в законе не сказано, что застройщик обязан предоставлять владельцам гаражей альтернативную территорию.
Администрации районов все-таки идут навстречу автомобилистам и выделяют площадки под металлические гаражи. Конечно, люди все равно в проигрыше: раньше «дом для машины» находился через дорогу, а теперь, чтобы добраться до собственного авто, нужно ехать на автобусе. Тем не менее это лучше, чем в один прекрасный день увидеть свой гараж, смятый бульдозером. Светлана Ивановна говорит, что такого, к счастью, пока не случалось. Вопросы о ликвидации даже бесхозных гаражей решаются в суде. Владелец «покалеченного» гаража тоже может обратиться в суд. Другое дело: как он докажет, что именно эта, а не иная строительная организация нанесла ему ущерб?
В настоящее время владельцам гаражей предоставлено право выбора: оформить свой гараж надлежащим образом либо столкнуться с проблемой его ликвидации, продолжает Светлана Алышева.
Дабы решить проблему металлических гаражей в городе «малой кровью», их владельцам рекомендуют объединиться в кооперативы, зарегистрироваться и оформить договоры аренды земельных участков. Разумеется, за это придется платить, так как прежде, чем составить договор аренды, необходимо выполнить кадастровое обследование участка. Проводится это мероприятие за счет членов кооператива. А в будущем придется платить арендную плату за пользование землей под гаражом из расчета 24 рубля за квадратный метр в год.
Главная причина, которая должна стимулировать владельцев гаражей надлежащим образом оформить все документы, это возможность сохранить свой гараж в том месте, где он установлен, либо в ближайшем из возможных мест, отмечает Светлана Алышева.
Хуже всех придется хозяевам «одиноких» гаражей, стоящих во дворах. Если гараж стоит во дворе, вопрос о его сохранении или выносе придется решать с соседями. Согласно новому Жилищному кодексу, земля под многоэтажными домами (и придомовая территория) теперь является собственностью владельцев квартир и только они имеют право решать, как эту землю использовать. Таким образом, жители имеют полное право попросить выехать со двора сына или внука какого-нибудь ветерана, которые используют его гараж для хранения своих машин, и даже самого ветерана, если последний умудрился испортить отношения с большинством жильцов. Дело в том, что муниципалитет, много лет назад разрешивший ветераном и инвалидам устанавливать гаражи во дворах, утратил свое право распоряжаться земельными участками под домами и придомовой территорией. В обратную сторону закон почему-то не работает: даже если жильцы общим собранием решат заставить весь свой двор гаражами, муниципалитет не разрешит им это сделать.
Оформить договор аренды с мэрией хозяева гаражей-«одиночек» не смогут. Для того чтобы стать независимыми от соседей и узаконить свое право пользоваться хранилищем для машины и землей под ним, металлический короб необходимо переместить на территорию гаражного кооператива.