Этому и многому другому учат в школе русской традиционной культуры
Эта школа сильно отличается от других учреждений с аналогичным названием. Роль учебного класса здесь выполняет горница так в старину называлось самое просторное и светлое помещение русской избы, в котором принимали гостей. Вместо парт и стульев здесь деревянные лавки и столы из цельного дерева ручной работы. В красном углу вышитые рушники с символикой древних русских оберегов. Рядом со скамьями несколько прялок, веретен и еще какие-то древние по виду предметы, назначение которых сразу даже не понять. Есть в школе настоящая русская печь огромная, белая, с изразцами и цветастыми занавесочками, прикрывающими от посторонних глаз полати. Печку, конечно, не топят в здании имеется центральное отопление. Тем не менее малыши обожают взбираться на полати и, выглядывая из-за толстой трубы, наблюдать, как старшеклассники занимаются делом, вовсе не свойственным современным подросткам: что-то выпиливают, выкраивают, расписывают.
Школа русской традиционной культуры «Добродея» существует при общеобразовательной школе N 26 с 2002 года. Основателем и идейным вдохновителем «Добродеи» директор Валентина Сенькина называет педагога дополнительного образования Любовь Полещук.
В современной городской культуре отсутствует система нравственных ориентиров, влекущих к идеалам добра, любви, милосердия, душевного здоровья. Нарушились традиции, порвались нити, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения, говорит Любовь Михайловна. Между тем в традиционной культуре наших предков четко обозначены ценности, ради которых жил человек: вера, отечество, семья, земля, дом.
Основным предметом в «Добродее» является народоведение. Его в 26-й школе изучают с первого по пятый класс. Разумеется, самый большой раздел программы русская национальная культура.
В традиционной народной системе социализации ребенка большое внимание уделялось жизненно ценным знаниям и навыкам, продолжает Любовь Полещук. Эти знания передавались через опыт народа, закрепленный в сказках, песнях, обрядах, промыслах, выполняющих роль исторической памяти.
Это очень актуально сейчас. Специалисты Российской академии образования отмечают тревожную тенденцию: наши школьники, обладая большим объемом фундаментальных знаний в области точных наук, проигрывают своим сверстникам из Америки и Европы в плане социализации и адаптации в обществе, потому что не обладают коммуникативными навыками, не умеют работать с информацией, у них нет опыта простой прикладной деятельности.
Роль идеологического наставника в школе играет народный календарь. Ребята и родители всем коллективом празднуют Рождество Богородицы (в народной традиции Осенины), изучают историю жизни, смерти и воскрешения Христа. Каждый младшеклассник скажет, что 14 октября на Покров Пресвятой Богородицы у наших предков было принято готовить к зиме жилища, 12 ноября в Зиновий синичник по народному календарю нужно обязательно сколотить и повесить скворечник На Пасху многие школьники вместе с родителями ходят в церковь. В школе отмечают родительские дни поминают ушедших хлебом и добрым словом. «Мы учим уважению к старшим, к могиле и праху, объясняет Валентина Сенькина. Сейчас очень много стариков, коротающих остаток жизни в одиночестве при живых детях. А сколько брошенных могил на кладбищах? Кто в этом виноват? Мы представители старшего поколения. Потому что не смогли воспитать в наших детях правильного отношения к старости, к памяти предков».
На распространенный сейчас вопрос, политкорректно ли изучать в школе историю какой-то одной религии и традиции какого-то одного народа, Валентина Ивановна давно для себя ответила: «Мы не занимаемся прозелитизмом. А знать историю и традиции того народа, на земле которого они живут, полезно и представителям других конфессий. Тем более, что занятия в «Добродее« это факультатив».
Любовь Полещук как автор учебной программы школы «Добродея» особое внимание уделяет народным играм, поскольку считает, что игра развивает коммуникативные, познавательные, спортивные и творческие навыки. Причина сегодняшних подростковых напастей, таких как игромания, компьютерная зависимость, утрата коммуникативных навыков. Человек, в детстве не научившийся общаться с людьми, предпочитает общаться с машинами и в конце концов полностью утрачивает способность к коммуникации с реальным окружающим миром. А где сегодняшним детям приобретать коммуникативные навыки, если игровой период у них заканчивается в пять лет? Потом подготовка к школе. В шесть уже пора садиться за парту. И все, играть некогда! Да и «не в моде» сейчас активные игры на свежем воздухе.
Напрасно, уверена Любовь Полещук. Ведь у древних славян не зря основным коллективным действом был хоровод при движении рука об руку люди передавали друг другу тепло своего сердца, обменивались биологической энергией, что имело глубокий духовный и физический смысл.
У мальчишек из 26-й школы любимый предмет искусство русского боя. Его ведет специально подготовленный педагог. В Древней Руси боевому искусству мальчиков начинали обучать с четырех лет. Любовь Михайловна цитирует «Домострой»: «С Семенова дня (14 сентября. - Прим.авт.) мальчиков на коня сажали и лук со стрелами в руки давали». Уже к 17 годам юноша мог защитить себя «правдой» головой и кулаком. «Сумеешь честью себя защитить, семью и Русь убережешь».
Еще одна сугубо мужская дисциплина: искусство игры на народных музыкальных инструментах гармони, балалайке, ложках. Женщин традиционно подобным навыкам не обучали. Их «коньком» было рукоделие и художественная роспись. Девочки из «Добродеи» владеют несколькими видами традиционной росписи: городецкой, пермогородской, урало-сибирской. Этими видами росписи в горнице украшены прялки, колыбель, печка, которую ребята сами строили из толстого гипсокартона вместе с учителем труда. Многие предметы мебели ученики тоже делали сами. А прялки и веретена добыты в этнографических экспедициях.
«Добродея» особая разновидность профильной школы. В задачу педагогов входит содействие раннему выявлению детей, одаренных в области традиций и ремесел, чтобы в дальнейшем ориентировать их на профессию этнографа.
Однако Валентина Сенькина и Любовь Полещук видят свое предназначение не только в этом: «Образование невозможно без воспитания. Если человек не воспитан, то каким бы багажом знаний он ни обладал, он не добьется успеха в жизни. Ибо все мы живем в обществе. Быть свободным от общества, его традиций, норм и правил нельзя. Мы стараемся привить нашим детям нормы христианской морали, ввести их в атмосферу русских традиций, воспитать в них рациональное отношение к жизни, умение вести себя в разных жизненных ситуациях. Ну а главное в «Добродее« установка на радостное мироощущение, на потребность Доброделания».